Ну, а если успокаивается он только на руках, то, на руках его и успокоив, попробуйте сделать следующий шаг: осторожно положите в кроватку, некоторое время не отнимая от него рук. Пусть ребенок чувствует ваше прикосновение, одновременно привыкая к тому, что спать ему все-таки придется не на руках у мамы. Здесь возможны разнообразные варианты – например, покачивание кроватки. Главное, чтобы ребенок почувствовал: вы действительно хотите, чтобы он спал спокойно, вы готовы ему в этом помочь, но при этом не собираетесь, бросив все, заниматься только им. И он это почувствует, не сомневайтесь. Ведь кто чувствует вас лучше, чем он?
Кстати, иногда это свойство идет ребенку во вред. Это происходит, когда из-за его крика мама и сама начинает излишне нервничать. Получается замкнутый круг: нервничающая мама пытается успокоить рыдающего младенца. Что делать в этом случае? Если вам не удается успокоиться самой, лучше не пытайтесь успокоить ребенка. Пусть это попробует сделать кто-нибудь из домашних. Бывало, что даже пятилетний братик (разумеется, под присмотром взрослых), не говоря уже о любящем папе, справлялся с задачей гораздо лучше, чем взволнованная мама.
Давать ли пустышку
С проблемой младенческого плача связана еще одна проблема: давать или не давать ребенку пустышку?
Честно говоря, лично я никакой проблемы в этом не вижу. Объясните мне: а почему, собственно, ее не давать, если она помогает младенцу успокоиться? Какие убедительные возражения имеются против этого? Если мифический неправильный прикус, который якобы когда-нибудь может образоваться у ребенка от сосания пустышки, то я уверена: как и многие другие особенности строения тела, прикус зависит от генов, переданных мамами-папами и более отдаленными поколениями, а пустышка здесь совершенно ни при чем. Более того, когда я увидела, что мой младший сын не хочет сосать пустышку, то специально стала его к ней приучать. Потому что по младенчеству старшего ребенка помнила, каким благом для мамы является эта привычка. Пустышка – это более чем невинный обман ребенка, и никто не убедит меня, что без такого обмана зачем-то надо обходиться.
Ее очень удобно сунуть младенцу, когда он хнычет во сне: почувствовав во рту нечто пригодное для сосания, он, скорее всего, успокоится. По-моему, доктор Спок не зря считает, что пустышка помогает младенцу реализовать сосательный инстинкт, который, особенно у искусственников (ведь они довольно быстро получают из бутылочки нужную порцию молока), иногда остается неудовлетворенным. Поэтому дети, приученные к пустышке, реже сосут пальцы или рукава кофточек.
Так что – да здравствует пустышка! Многие мамы просто на автопилоте с вечера ставят на детский столик рядом с кроваткой блюдечко, на котором лежат две или три простерилизованные пустышки. Это гораздо удобнее, чем ползать ночью под кроватью, лихорадочно разыскивая единственную соску, которую ребенок потерял и без которой вот-вот готов всерьез разреветься.
Честное слово, с младенцем и так хватает забот, не придумывайте себе лишние, размышляя о том, полезна или вредна пустышка.
Умывание
Естественно, ребенку правильнее умываться утром, как и всякому нормальному человеку. Когда именно утром, вы довольно скоро поймете сами. Большинство мам делают это не в шесть часов, при первом утреннем кормлении, а около девяти, то есть при втором. Теоретически лучше умывать его не перед кормлением, когда он кричит от голода, а после кормления, когда он спокоен. Но практически у меня, например, получалось так, что сразу после кормления дети месячного возраста просто засыпали, поэтому рука не поднималась будить их ради умывания. Зато как раз перед третьим кормлением, то есть уже не ранним утром, но еще и не вполне днем, делать это было очень удобно. Ребенок просыпался немного раньше, чем просил есть, он лежал, разглядывая окрестности, и совсем не возражал против того, чтобы его развернули, оставили полежать голеньким и умыли.
Умывать надо мокрыми (только не слишком мокрыми – ребенку неприятно, когда по его лицу течет вода) ватными шариками.
Сначала протирают глазки, от носа к виску. Не забывайте, что для каждого глаза берется отдельный тампон. Это нужно для того, чтобы, если один глаз воспалился, инфекция не перенеслась бы при умывании на другой.
Следующим тампоном протирается все лицо.
Для кожи вокруг ушей и для шеи не пожалейте новый тампон.
Нос и уши протираются ватными жгутиками-турундами, которые вы сворачиваете сами. Честно говоря, я не рекомендовала бы лезть младенцу в нос пластмассовыми палочками, на которые накручена вата, хотя многие фирмы, производящие средства для ухода за ребенком, советуют пользоваться ими. Мне кажется, если у ребенка нет насморка, то обычной турунды для очистки его носа будет вполне достаточно.
Если вы кормите грудью, то при умывании впрысните немного грудного молока в глазки и в носик младенца. Для глаз это полезно, а «содержимое» носа от молока станет мягким, и вы легко вычистите его.
Помню, как удивило меня после рождения первого ребенка то, что умывать его еще в роддоме рекомендовали раствором борной кислоты. Мне казалось странным, что для ухода за младенцем и для травли тараканов применялось одно и то же вещество… Поэтому борную кислоту я ни разу не использовала. Ну, а уже со вторым ребенком узнала, что о ней больше не поминают и врачи, советуя обходиться обычной кипяченой водой.
Можете купить для умывания младенца специальный водяной спрей. Только не забудьте, что брызгать эту воду надо не в лицо ребенку, а на ватку, которой вы его умываете.
Умывая ребенка, посмотрите заодно, не пора ли подстричь ему ногти. Даже удивительно, как быстро они растут у младенцев и как мгновенно они ухитряются этими «папиросными» ноготками себя царапать! Понятно, что впервые отрезать микроскопические ногтики маникюрными ножницами, – нелегкое действо для неопытной мамы. Но что здесь можно посоветовать? Просто сделайте это осторожно, вот и все. Можете купить специальные ножнички для младенческих ногтей. Конечно, они продаются не в каждой аптеке, но все же существуют в природе.
Многие мамы считают, что утреннее умывание – лучшее время для разговоров с ребенком. Собственно, вы наверняка разговариваете с ним постоянно, и общение с ним наверняка доставляет вам удовольствие. Ведь вы его любите, вашего малыша! Однако некоторые мамы спрашивают: любовь любовью, а как все-таки надо общаться с совсем крошечным, до месяца, ребенком «по науке», чтобы он правильно развивался?
Общение
На этот вопрос я ответила бы так: наука наукой, но не забывайте и о собственной интуиции. Если вы довольно быстро научитесь понимать, от чего ваш ребенок плачет, то еще быстрее вам станет ясно, какое общение вызывает у него наибольшее удовольствие.
Ему наверняка нравится, когда вы ласково с ним разговариваете – он прислушивается к вашим интонациям и, возможно, даже улыбается.
Очень хорошо, если вы повторяете звуки, которые он издает сам. Психологи считают, что такие повторы закладывают здоровые основы для будущего общения: малыш на уровне подсознания усваивает, что, общаясь с людьми, надо учитывать их интересы.
Очень хорошо, если звуки, которые он слышит от вас, будут ритмичными. Как вы уже догадались, речь идет о стихах. Удивительно (а может быть, неудивительно – в том и состоит великая тайна поэзии), но «несмышленое» дитя реагирует на рифмы и ритмы более чем положительно, причем с самого рождения уже имеет определенные предпочтения, которые сохраняются и в дальнейшем. Недавно, например, было установлено, что восторг, который все дети испытывают перед «Мухой-Цокотухой» Корнея Чуковского, связан с важным обстоятельством: ритм этого произведения, его фонетический строй полностью соответствуют тому ритму, который чувствует ребенок еще в материнской утробе. Да вам, наверное, уже во время беременности говорили о подобных вещах.
В частности, о том, что, еще находясь у вас в животе, малыш должен слушать приятную, спокойную музыку. Если вы специально давали ему возможность такую музыку послушать, можете быть уверены: он узнает ее, когда услышит уже после рождения. Новорожденный младенец отчетливо даст понять – притихнув, насторожившись, перестав плакать, – что узнал ту или иную мелодию! Надеюсь, вы понимаете, что это вряд ли должна быть мелодия Вагнера – на первое время более удачным выбором станут колыбельные песни. Особенно хорошо, и даже необходимо, чтобы эти песни пели младенцу вы сами, даже если ваш слух и голос оставляют желать лучшего. В опере и в консерватории он успеет побывать и позже, а вот две-три приятные мелодии, исполненные мамой, ему пора слушать уже сейчас.
Все это очень просто, для всего этого не надо быть семи пядей во лбу. Все это просто, как любовь, и так же, как любовь, необходимо.
Ну, а если вам все-таки необходимы научные доказательства того, что с новорожденным ребенком надо общаться, – что ж, существуют и они. Еще в 30-е годы ХХ века выдающийся детский психолог Л. Выготский утверждал, что «взрослый человек – центр всякой ситуации в младенческом возрасте». Как только взрослый человек удаляется, причем даже просто физически удаляется, ребенок сразу чувствует себя беспомощным. Л. Выготский сравнивал это с тем, что у младенца словно бы сразу отнимаются руки и ноги.
А недавно было установлено, что общение со взрослыми влияет не только на эмоциональное и умственное развитие ребенка, но и формирует структуру его мозга. Ученые обследовали младенцев-сирот в одном из детских домов и обнаружили так называемые «черные дыры» в тех местах их мозга, где должен был находиться префронтальный кортекс – участок, ответственный за социальное развитие личности. Проще говоря, дети, лишенные общения со взрослыми, лишенные родительской любви, были обречены на неумение строить отношения со всеми окружающими людьми, причем, к сожалению, они были обречены на это на долгие годы вперед… Даже когда эти дети были усыновлены и догоняли своих, изначально «домашних», сверстников в умственном и физическом развитии, то проблемы поведения у них все же оставались. Отсутствие родительской любви и общения, которое несчастным малышам пришлось пережить в младенчестве, компенсировалось очень трудно.
Поэтому – не скупитесь на любовь и не бойтесь ее выражать. Это главное, что вы можете дать вашему ребенку.
Прогулки
Здорового ребенка врач разрешит выносить гулять уже в десятидневном возрасте – разумеется, если температура на улице не опускается ниже -10 или даже -5 градусов.
Сначала вы вынесете ребенка на улицу на десять минут. Скорее всего, при этом вы обойдетесь без коляски. Каждый следующий день продолжительность гуляния будет увеличиваться еще минут на 5-10-15 и наконец дойдет до… А до какого, собственно, времени она может доходить?
Мне кажется, при температуре выше -10 градусов ограничение здесь только одно: наличие этого времени у вас. Мне еще не приходилось видеть человека, который сказал бы, что ребенку вреден свежий воздух. Разумеется, если он одет так, что ему не холодно. Кстати, возьмите себе за правило, возвратившись с прогулки и раздев ребенка, проверить, не холодные ли у него ручки и ножки. На улице потрогайте его нос – если ребенку тепло, нос тоже ни в коем случае не должен быть холодным, даже в морозную погоду.
Конечно, встречаются дети, которые ведут себя во время прогулки беспокойно – пугаются незнакомых звуков или даже движения коляски. Однако большинство детей приходят от прогулок в восторг и проявляют свой восторг тем, что, оказавшись на улице, мгновенно засыпают. Разумеется, мамы такой восторг только приветствуют и стараются сделать прогулки максимально длинными, отправляя на них поочередно всю семью. Если такой возможности нет, можно укладывать ребенка спать на балконе; большинство детей не чувствуют разницы между едущей и стоящей коляской.
Помните только: где бы ни гулял ваш младенец, на улице или на балконе, в коляску не должен задувать ветер; поворачивайте ее так, чтобы этого не происходило. Вообще, вынося ребенка на улицу или на балкон, поверните его лицом к себе – тогда первый уличный вдох он сделает более теплым воздухом.
Если младенец подолгу гуляет зимой, для подстраховки можете намазать ему личико специальным защитным кремом.
Ну и, конечно, вы не настолько беспечны, чтобы отправиться в магазин, оставив коляску с ребенком на улице у входа. Зато посидеть рядом с коляской в сквере и почитать, пока ваш малыш спит, – это пожалуйста, с большим удовольствием. Ведь дома вечно находятся какие-нибудь заботы. Когда же и взяться за книжку, как не на улице?
В общем, ничего сложного в прогулках с ребенком нет. Наоборот, только приятно.
Закаливание
Признаюсь честно: для меня это сложный вопрос. Не потому, что я считаю нужным кутать детей – наоборот, уже в три года они у меня бегали зимой по полу босиком и практически не болели. Но для меня является сложностью закаливание младенца, которому от роду месяц. Точнее сказать, я не совсем представляю себе, как это делать. Желания с первых дней жизни учить детей плавать у меня никогда не возникало. Потребности облить младенца, согласно какой-нибудь наипрекраснейшей системе, водой на морозе или искупать его в проруби я тоже не испытывала. Вероятно, это происходило оттого, что и сама я не испытывала потребности ни в чем подобном лично для себя. А мне кажется, что в закаливании детей надо соблюдать одно непреложное правило: с детьми должно происходить то же, что родители готовы произвести с самими собой. Да и то… Может, для взрослого человека, для родителя и безопасно, и полезно моржевание. А для младенца? Не уверена.
Зато я уверена в другом: любые процедуры, связанные с закаливанием, должны производиться только по рекомендации врача. Во всяком случае, когда речь идет о ребенке до месяца, заниматься самодеятельностью не представляется возможным, даже если вас всячески ободряют все мамаши, с которыми вы общаетесь на форумах в Интернете.
Скорее всего, врач порекомендует вам оставлять ребенка голеньким еще до того, как ему исполнится месяц, несколько раз в день – сначала на минуту-две, а потом и подольше – и при этом выкладывать его на живот. Наверняка врач напомнит, что купать ребенка следует не в горячей, а в воде комнатной температуры. Что его комнату надо не забывать проветривать. Что незачем надевать ему дома шапочку. Что младенец вообще не должен быть одет так, чтобы потеть.
Думаю, для начала этого вполне достаточно. Не бойтесь вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка – вряд ли вы наполнитесь материнским счастьем, если, пытаясь избежать этого с помощью бесконтрольного закаливания, простудите собственного ребенка.
Патронажная медсестра покажет вам, как делать ребенку простейший массаж – ручек, ножек, животика, спинки. Массаж тоже является закаливанием, так что его и делайте. Но вот именно такой, который вам показала медсестра (может быть, не патронажная, а специально порекомендованная врачом), а не такой, который изображен на картинке в продвинутой книжке для маленьких йогов.
Вот и прошел первый месяц!
Просто удивительно, как много он уже умеет, ваш малыш. Хотя, наверное, дело в том, что он все время у вас на глазах, потому вы и замечаете любые его успехи.
Во-первых, он уже улыбается, причем не только во сне, а вполне сознательно, при виде мамы.
Во-вторых, он внимательно следит за большой яркой погремушкой, которую вы водите перед его лицом.
В-третьих, он реагирует на громкие звуки – оборачивается или вздрагивает. (Только это не значит, что ребенка должна окружать абсолютная тишина – для его спокойного развития важно лишь, чтобы звуки не были слишком резкими, пугающими.)
Ну и, наконец, он просто подрос! Скорее всего, ребенок, родившийся с весом около 3,5 килограмма, прибавил за первый месяц 600 граммов. Впрочем, если он хорошо ест, но прибавил в весе чуть меньше, не спешите впадать в панику. Возможно, сами вы не богатырского сложения и не отличается таковым ваш муж. Поэтому вполне вероятно, что ребенок пошел в родителей и не вырастет гигантом. Ну и что? Расспросите врача о том, правильно ли он развивается, и, если у врача опасений нет, успокойтесь и вы.
Кстати, в месячном возрасте вашему ребенку пора будет посетить всех врачей-специалистов, которых назовет ваш педиатр. Не думаю, что вам придет в голову не выполнить это указание. Обратите внимание на то, внимательно ли эти самые специалисты отнеслись к вашему младенцу. Если, например, хирург лишь издалека взглянул на его ножки, не стесняйтесь потребовать более тщательного осмотра. Или, если для вас очевидно, что от этого хирурга вы толку не добьетесь, ищите другого. Это гораздо правильнее, чем не пропустить дисплазию, то есть дефект тазобедренного сустава, из-за которого ребенок впоследствии приобретет хромоту.
Вообще, не стесняйтесь задавать вопросы – любым врачам, и особенно тому, который постоянно ведет вашего ребенка. Помните, вы даже решили эти вопросы записывать по мере того, как они возникают?
И вот каким может быть в течение первого месяца ваш вопросник.
Вопросы для врача
Какой крем использовать для ухода за кожей младенца и надо ли вообще использовать крем?
Здоровая ли у вашего ребенка кожа? Что означают любые прыщики и покраснения на ней?
Когда должны прекратиться выделения из влагалища у девочки и пройти припухлости половых органов у мальчика? (Разумеется, если подобные явления вообще наблюдались.)
Правильно ли заживает пупочная ранка?
Надо ли давать ребенку воду, и если надо, то сколько?
Достаточно ли у вас молока и достаточно ли ваш ребенок получает его – как за каждое кормление, так и за сутки?
Если молока у вас мало, то как вам увеличить лактацию?
Надо ли вам пользоваться молокоотсосом и приспособлениями для вытягивания соска?
Чем обрабатывать трещины сосков?
Не слишком ли много срыгивает ребенок?
Какие продукты вам нельзя есть, когда вы кормите грудью?
Надо ли докармливать ребенка искусственными смесями? Какую смесь выбрать, если обойтись без этого нельзя?
Нормальный ли стул у ребенка – по регулярности, цвету, консистенции?
Не появилось ли новых средств от колик?
Как закаливать ребенка? Нужен ли ему массаж и какой?

Глава 2

ВЫ НЕМНОГО ПРИВЫКЛИ?

От месяца до трех


Домашняя теория относительности
Как ни странно, но первый месяц жизни вашего малыша мог с равной долей вероятности показаться вам как очень длинным, так и очень коротким. Такая вот теория относительности на дому. Наверное, это зависит лишь от того, насколько быстро вы привыкли к такому глобальному изменению в своей жизни, как рождение ребенка. Как ни банально это звучит, но люди в самом деле разные. И точно такие же – разные – молодые мамы. Одна женщина уже через неделю после родов с удивлением думает: да как же я жила, когда у меня не было ребенка, чем же был заполнен мой день? А другая – кстати, ничуть не меньше любящая своего малыша – размышляет иначе: вот ему уже второй месяц, а я все никак не привыкну к тому, что утром нельзя всласть выспаться…
Что ж, по-моему, единственное, что вам необходимо понимать во всей этой домашней теории относительности, это то, что оба способа восприятия времени – абсолютная норма. Показался вам первый месяц самым длинным или самым коротким, но он, самый трудный, позади. Вы уже знаете о своем малыше так много, что чувствуете себя опытной мамой.
Вы знаете, из-за чего он плачет: от голода, от колик, просто потому, что ему некоторое время требуется покричать «для развития легких».
Вы не боитесь его купать и даже – вершина смелости! – стричь ему ноготки.
Вы поняли, как надо его одевать на прогулку, и, когда после прогулки вы переодеваете вашего малыша, ручки-ножки у него не холодные и он не вспотел.
Вы знаете, сколько еды ему требуется в сутки, и молоко в вашей груди прибывает в необходимом количестве. Стоп! А вот о молоке стоит поговорить подробнее.
Питание
Скорее всего, на втором и третьем месяцах жизни вы продолжаете кормить ребенка так же часто, как с самого его рождения. Правда, если малыш ел не шесть, а семь раз в сутки, именно в этом возрасте имеет смысл понастойчивее переводить его на шестиразовое питание – с дневным интервалом 3,5 часа и с ночным перерывом в 6 часов.
Отличие же в вашем отношении к кормлению, возможно, состоит в том, что вы постепенно перестаете сцеживаться после того, как ребенок поел. И вот здесь очень важно понять, правильно ли вы поступаете.
Продвинутые молодые мамы, постоянно навещающие интернет-форумы, обычно уверены, что на втором-то, а тем более на третьем месяце молока у них к каждому кормлению прибывает ровно столько, сколько требуется ребенку, то есть система «спрос-предложение» полностью налажена. Да и почему бы им не быть в этом уверенными? Ребенок активно сосет, по окончании кормления грудь совершенно мягкая, без уплотнений, и совершенно пустая… И все-таки расслабляться рановато. Задайте себе простой вопрос: почему ваша грудь после кормления выглядит именно так? Потому, что ребенок высосал все необходимое ему молоко? Прекрасно! А если потому, что этого самого молока у вас просто стало меньше? Ведь такая ситуация встречается сплошь и рядом. Обрадованная тем, что «стиль жизни» ребенка наладился, мама двух-трехмесячного младенца забывает, что ее собственная жизнь по-прежнему должна быть подчинена важной задаче: иметь достаточно молока. И постепенно отдается привычным заботам, которые в первый месяц отошли на второй план: стирка-уборка, сессия, школьные уроки старших детей… Да мало ли чем может заняться женщина! Уж что-что, а заботы у нее всегда найдутся. А там и перекус на ходу, и недопитый стакан сока или чая. Конечно, после кормления в груди не остается ни капли молока. Вот только хватает ли его малышу?
По этой самой причине продвинутая мама может с удивлением обнаружить, что ребенок, который только что вошел в нормальный режим кормления и ест буквально по часам, вдруг снова начинает просыпаться через час после еды с громким голодным плачем. Что и говорить, удивление не из приятных.
Постарайтесь, чтобы с вами этого не произошло. Не расслабляйтесь! Как ни легко вы привыкли к своему ребенку, как ни жаждете вернуться к радостям и заботам своей «домладенческой» жизни, а от забот кормления вас никто не освобождал. Поэтому перестраховки ради время от времени взвешивайте ребенка даже в том случае, если вам кажется, что его питание вполне налажено. Его суточная норма на втором месяце жизни – 500–600 г молока, на третьем – 800 г. Некоторые врачи советуют пользоваться простой формулой: для того чтобы узнать, сколько молока ребенок должен высасывать за сутки, надо его вес разделить на 5.
А его кормящей маме надо не забывать нормально питаться самой и вести такой образ жизни, чтобы молоко у нее не убывало.
Средняя прибавка в весе за второй месяц составляет около 800 г, и примерно столько же за третий.
Будьте внимательны!
Есть и еще одна важная вещь, за которой до трехмесячного возраста надо следить особенно внимательно. Как известно, жители большей части нашей страны не избалованы солнцем. Поэтому избытка витамина D в их организмах не наблюдается. К сожалению, это в полной мере относится к маленьким детям, особенно к тем, что родились осенью или зимой. Где им увидеть солнце, если даже во время прогулок из «гнездышка» в одеяльце или конверте выглядывает только маленький носик?
А между тем известно, что первые признаки рахита могут проявиться как раз в двух-трехмесячном возрасте.
Грудное вскармливание, безусловно, полезно, но панацеей от рахита все-таки не является. В материнском молоке витамина D не слишком много. А на первом году жизни способность детского организма самостоятельно вырабатывать этот витамин очень понижена. Между тем потребность в нем очень высока, потому что он принимает самое активное участие в формировании костной ткани. Из-за его нехватки ребенок поздно начинает садиться и вставать, у него могут искривиться ножки, сделаться несоразмерно большой голова, приобрести неправильную форму грудная клетка. Кроме того, если в организме не хватает витамина D, то плохо усваиваются соли фосфора и кальция, а это сказывается на развитии нервной системы и многих внутренних органов… В общем, недостаток этого витамина ребенку явно не полезен.
Как понять, что витамина D недостаточно? Во-первых, за этим должен следить врач. И среди вопросов, которые вы занесете в свой вопросник на втором-третьем месяце жизни вашего ребенка, непременно должен быть следующий: нет ли у малыша каких-либо проявлений рахита?
Но внимательная мама может и самостоятельно заметить первые признаки этого неприятного заболевания.
Одним из наиболее заметных признаков является неожиданное повышение потливости. Если в комнате, где ребенок спит, такая же температура, как обычно, но он почему-то просыпается с мокрой головой, – это повод насторожиться. Если во время еды у него на носу вдруг стали проступать мелкие бисеринки пота, – тоже не стоит умиляться его трудолюбию: надо же, мол, как старается, даже вспотел от усердия! Об этих признаках надо немедленно рассказать врачу. А уж он решит, как помочь вашему младенцу.
Возможно, он назначит ребенку специальные препараты витамина D. Обычно это капли, которые надо пипеткой капать ребенку на язык. Дело это нехитрое, надо только помнить: никакой передозировки! О том, чтобы дать деточке побольше витаминчика, не может быть и речи – это опасно.
Возможно, врач пропишет ребенку массаж. (Кстати, и без всяких признаков рахита эта процедура не помешает.) В таком случае не занимайтесь самодеятельностью. Вы, конечно, можете и должны массировать ребенку животик (по часовой стрелке), ручки и ножки, спинку – так, как вам показала патронажная медсестра. Но массаж для профилактики рахита должен делать профессиональный детский массажист.
Возможно, врач порекомендует ультрафиолетовое облучение – «искусственное солнце». Конечно, загорать ребенку надо ровно столько, сколько ему прописано. Понежить его под этим самым «солнышком» подольше – об этом сразу забудьте. Препараты витамина D во время сеансов ультрафиолета обычно исключаются.
Ну и, конечно, старайтесь, чтобы малыш побольше времени проводил на свежем воздухе. Как делать это не во вред ему, а только на пользу, вы уже знаете.
Общение
Скорее всего, после месяца вы заметите, что поведение ребенка начинает понемногу меняться.
Помню, соседка Ира со смехом рассказывала, как разочарован был ее муж, когда выяснилось, что им «достался» очень спокойный мальчик, который весь первый месяц своей жизни пребывает только в двух состояниях – еды и сна.
– Другой бы радовался, – смеялась Ира. – Ребенок спит да ест, чего уж лучше! А мой, видно, мечтал, что футбол будет с сыном обсуждать.
Так вот, с трехмесячным ребенком, конечно, обсуждать футбол так же затруднительно, как с младенцем месячного возраста. Но то, что к трем месяцам он стал гораздо общительнее, трудно не заметить.
Окончился период, который психологи называют «новорожденностью» и который характеризуется тем, что 80 процентов времени ребенок проводит во сне, причем между его сном и бодрствованием нет четкой границы.
Для двух-трех месяцев уже считается нормой, если ребенок спит от 17,5 до 18,5 часа в сутки. А остальное время, соответственно, бодрствует – до часа или даже полутора часов после каждого кормления. Причем совсем не обязательно, что эти час-полтора он проводит в крике. Наевшись, малыш с удовольствием агукает, разглядывает окружающую обстановку и – самое приятное! – улыбается маме. «По науке» это происходит потому, что для него словно бы открывается внешний мир. Как пишет Л. Выготский, ребенка постепенно поглощают зрительные впечатления, он слушает звуки, тянется к предметам, то есть развиваются задатки его ручной активности.
Ну, а вы, конечно, тоже ему улыбаетесь, разговариваете и ведете себя с ним так, как подсказывает ваша к нему любовь – самый верный барометр отношений с ребенком. Но при этом совсем не плохо, если вы будете знать: детские психологи советуют, общаясь с младенцем, обязательно повторять те звуки, которые издает он сам. Дело в том, что в два-три месяца он в основном свои собственные звуки только и слышит, поэтому, когда мама их повторяет, это полезно для его развития.
Так же полезно повесить над его кроваткой, сантиметрах в пятидесяти от лица, какую-нибудь крупную яркую игрушку. Малыш еще вряд ли сумеет взять ее рукой, но с удовольствием будет с ней разговаривать. Помню, мои дети в этом возрасте особенно любили беседовать с люстрой – поочередное включение ее лампочек приводило их в неописуемый восторг.
Не отменяется и чтение стихов, и музыка, которую слушает ваш малыш. Только не переборщите! Не устройте ему такую возвышенную жизнь, какую устроили своему ребенку мои знакомые Надя и Валентин.
Дело было лет двадцать назад. Исследования, касающиеся духовного развития младенцев, тогда еще не были так популярны, как сейчас. Потому вычитанное в газете сообщение о том, что новорожденный должен слушать музыку, Надя с Валентином восприняли как великое открытие. Сами они, правда, музыкантами не были. Но какие родители не мечтают дать своему малышу все самое лучшее? Вдруг Моцарт вырастет!
Программа, которую лично составил для сына молодой папа, напоминала абонемент консерватории: Бах, Чайковский, Бетховен, Вивальди… Никто из классиков не был забыт – звучали и симфонические произведения, и оперные арии. Оно бы и хорошо – не на попсе же, в самом деле, выращивать дитя! – но вдохновенные родители как-то позабыли, что их сыну не шестнадцать и даже не пять лет. В своем неофитском энтузиазме они были уверены, что для двухмесячного младенца нет лучшей колыбельной, чем Шестая симфония Чайковского.
Каково же было их удивление, когда выяснилось, что ребенок, на которого возлагались такие большие надежды, воспринимает музыку несколько неожиданным образом: в первые пять минут замирает и прислушивается, в следующие полчаса не обращает внимания на величественные аккорды, а потом начинает плакать.
Возможно, молодые родители довели бы ребенка до невроза, если бы не бабушка, приехавшая повидать внука.
– С ума вы сошли! – воскликнула она, всего лишь в течение часа послушав повседневный воспитательный репертуар. – Несчастный ребенок!
– Почему несчастный? – обиделся зять. – Вы, мамаша, отстали от времени. Мы и так опоздали. Чтобы ребенок полноценно развивался эмоционально, он должен слушать музыку еще в утробе матери.
– Насчет утробы не знаю, – не унималась бабушка, – а сейчас слепому видно: устает он у вас. Да посади взрослого человека на целый день в консерваторию самую распрекрасную музыку слушать, – разве он выдержит? А тем более крошечное дитя!
Бабушкин сильный характер, от которого остальные члены семьи обычно страдали, на этот раз оказался очень кстати. Музыкальный поток, направленный на младенца, был сокращен по времени раз в десять. К тому же был радикально пересмотрен репертуар: музыка, чересчур «заводящая» эмоции, была из него исключена. Ну, а к тому моменту, когда ребенку пора было спать, бабушка сводила этот самый репертуар к обычным колыбельным. Которые исполняла лично, невзирая на отсутствие оперного голоса.
Так что не забывайте: двух-трехмесячный ребенок, конечно, испытывает потребность бодрствовать, эмоционально развиваться и общаться, но слишком быстро от всего этого устает. Определить, что он устал, довольно просто: он начинает хныкать. Кстати, вот сейчас-то и оказывается особенно полезным питание по расписанию. Если вы его придерживаетесь, то наверняка знаете: через час после еды ребенок еще сыт, и его плач не связан с желанием подкрепиться. Он просто устал – ему пора спать.
И пустышка, к которой вы приучили малыша, в этом случае тоже хороша: младенец, скорее всего, воспримет ее как сигнал ко сну. Если вы даете ему воду, самое время его попоить. И на боковую! Можно немножко его побаюкать, поносить на руках, если он чересчур разыгрался и не может уснуть. Во всяком случае, можете не сомневаться: после часа «игр» здоровый ребенок плачет, с большой долей вероятности, именно от усталости.
– Хорошее дело, поносить на руках! – скажут многие мамы. – А если он привыкнет? Если избалуется?
Капризы
Отношение к детским капризам в нашей стране, когда родился мой старший сын, было таким же однозначным, как и вся советская идеология. На руки – ни в коем случае, а то он вам на голову сядет. Пусть поплачет, ничего с ним не сделается. К счастью, идиотизм такого отношения к ребенку я осознала так же быстро, как другие разновидности идиотизма того времени.
Идиотизм нынешний – если младенец плачет, его надо в ту же секунду накормить, схватить на руки и качать, пока он не успокоится, даже если сами вы уже валитесь с ног, – многие молодые мамы осознавать не хотят.
Между тем обе эти крайности, по-моему, стоят друг друга.

 

Следующая страница >>