Одни дети пугаются и громко плачут, другие сразу начинают улыбаться. И то, и другое абсолютно нормально. Ведь и взрослые ведут себя с незнакомыми людьми по-разному.
Чем старше становится ваш малыш, тем больше времени вам надо уделять общению с ним. Разговаривайте, пойте ему песенки, читайте стихи. Только не включайте, пожалуйста, телевизор. Не обольщайтесь тем, что ребенок как завороженный следит за экраном, особенно во время шумной и яркой рекламы. Ничего хорошего в такой его завороженности нет. Более того, вы наносите ребенку непоправимый вред, позволяя ему «общаться» с неподходящим для его возраста предметом. Это неизбежно скажется на его эмоциональном и интеллектуальном развитии, и скажется не лучшим образом. А ведь вам наверняка не безразлично, вырастет ваш ребенок эмоционально тонким и чутким человеком или его воображение останется неразвитым, и он всю жизнь будет пассивно ожидать, чтобы кто-нибудь его развлекал, как с рождения развлекал телевизор.
Не так давно в Лейпцигском институте эволюционной психологии было установлено, что младенец усваивает новые звуки, а впоследствии и слова только в том случае, если их произносит близкий ему человек. Если те же слова он слышит с экрана телевизора и произносит их посторонний диктор, ребенок попросту пропускает их мимо ушей.
Поэтому – разговаривайте с ним сами, не передоверяйте это «ящику». Общение с малышом – это должно быть именно общение, в котором принимают участие обе стороны.
Движение
Просто удивительно, какой он стал подвижный!
Он не только разговаривает с погремушкой, но, месяцев в пять, умеет брать ее в руку.
Лежа на животе, он приподнимается, опираясь на выпрямленные ручки.
Скорее всего, именно до полугода он научится переворачиваться со спинки на животик и обратно. Не пропустите этот момент! Помните, что он вот-вот наступит, поэтому не оставляйте ребенка одного – не только на пеленальном столике, об этом и речи быть не может, но даже просто на диване. Как знать, может, именно за ту минуточку, когда вы срочно выскочили на кухню, он освоит новое движение и окажется на полу? Об этом не хочется и думать!
Точно так же не хочется думать о том, что он может вывалиться из коляски, в которой спит на балконе. Теперь вам придется позаботиться об этом особо. Многие пристегивают ребенка специальными ремешками, натянутыми поперек коляски. Обычно они в коляске имеются, но если нет, приделайте их специально. И, конечно, будьте внимательны – гораздо чаще, чем раньше, проверяйте, не проснулся ли он, не пора ли забрать его с балкона.
Примерно в этом же возрасте – в пять-шесть месяцев – ребенок пытается ползать. Правда, получается это у него довольно комично, к тому же обычно он ползет не вперед, а назад. Но уже понятно: его «неподвижный» период окончен, он начинает самостоятельно осваивать пространство.
Что ж, прекрасно. Самое время купить ему манеж. Выбор этих симпатичных оградок сейчас очень велик. Но мне все-таки по-прежнему кажется удобным не стационарный, похожий на кроватку манеж, а такой, который был когда-то у моего младшего сына: легкий, круглый, складной, с упругой шелковой сеткой. Во-первых, его легко разложить, когда он нужен, и сложить, чтобы он не мешался под ногами, как только надобность в нем отпадает. Во-вторых, его легко перенести в ту комнату, где находитесь вы, чтобы ребенок играл у вас на глазах. В-третьих – а может быть, в-главных – о мягкую сетку ребенок не ударится.
Манеж особенно удобен потому, что ваш малыш теперь спит гораздо меньше, чем раньше. Возможно, из-за этого вам даже кажется, что он стал капризнее. Скорее всего, дело только в том, что он еще больше, чем раньше, нуждается, чтобы вы придумывали для него что-нибудь интересное. Что ж, вам еще долго придется изобретать все новые и новые способы его развлечь. А пока поставьте манеж на кухне, когда готовите обед. Лежащему в нем ребенку будет интересно следить за тем, как вы это делаете. Заодно он может и на живот переворачиваться, и ползать – хоть вперед, хоть назад. А вам не придется каждые пять минут бегать в комнату, отзываясь на его хныканье.
Ребенок 6 месяцев от роду обычно спит 16,5-17,5 часа в сутки. Из них 6,5–8 часов приходится на ночной сон и по 1,5–2 часа – на каждый из дневных. Если он спит днем 4 раза и перед каждым дневным сном бодрствует 1–1,5 часа – это норма.
Поэтому не пропустите момент, когда ему придет пора спать. Тут-то уж нечего удивляться хныканью, это вовсе не каприз. Пустышку, водичку – и в кровать.
Ну, а дальше – по обычному его расписанию: проснется, поест…
Кстати, что он у вас теперь ест?
Питание
Пожалуй, питание малыша четырех-шести месяцев от роду – это вопрос, который вызывает самые яростные баталии в среде молодых мам, дети которых вступили в этот, в общем-то не самый проблемный, возраст.
Спорящих мамочек можно условно разделить на два лагеря: поборниц грудного вскармливания до полугода без прикорма и сторонниц того, чтобы к полугоду ввести в детский рацион твердую пищу. Следует заметить, что за каждым из этих мнений стоят не только мамы, но и детские врачи.
– С грудным молоком ребенок получает все, что ему необходимо, – говорят одни мамы. – К тому же оно стерильно, всегда подогрето до нужной температуры, не вызывает аллергии. Зачем же нагружать младенческий желудок взрослой пищей? Успеется! Ведь он отлично развивается и набирает вес без всякого прикорма.
Впрочем, среди этих мам встречаются и те, у которых дети, находясь исключительно на грудном вскармливании, к пяти месяцам как раз-таки уже не набирают положенный вес. Но такая мелочь не останавливает сторонниц естественного образа жизни.
– Если бы кормящие мамы жили в деревне, на свежем воздухе, питались здоровой пищей без пестицидов и пили парное молоко, – возражают другие, – тогда конечно, почему бы не держать детей на одном грудном молоке до полугода? Но живут-то они все больше в городах, а то и в мегаполисах, что едят, сами не знают (вы знаете, из чего состоят продукты, которые вы покупаете в супермаркете?), свежий воздух поглощают близ выхлопной трубы… Ну, и что получают дети с их молоком? Вряд ли абсолютно все, что необходимо для нормального развития. К тому же после четырех месяцев одного грудного молока младенцу просто мало. Так почему же не вводить прикорм?
Как вы уже, наверное, поняли, я не сторонница крайностей. Но в данной ситуации немного теряюсь. С одной стороны, я больше склоняюсь ко второй точке зрения. Но, с другой стороны, когда вполне знающий педиатр говорит, что дети теперь стали другие, чем прежде, что их внутренние органы развиваются несколько медленнее, а поэтому их следует нагружать любой другой пищей, кроме грудного молока или его заменителей, тоже несколько позже, чем считалось раньше, – с этим мне тоже трудно не согласиться.
Когда же начинать?
Вопрос о начале прикорма как раз из тех, которые вы должны решить со своим педиатром в индивидуальном порядке. И, решив, выполнять рекомендации врача, уже не обращая внимания на то, что думают по этому поводу мамаши на лавочке или на форумах в Интернете.
Я в свое время поступала именно так: вводила детям прикорм строго в соответствии с врачебными рекомендациями. И никаких проблем с детским здоровьем это не вызывало. Поэтому я просто изложу, в каком порядке и в каком возрасте я начинала давать ту или иную пищу. Скорее всего, эти рекомендации не вызовут принципиальных возражений у вашего врача. (Конечно, я имею в виду официально практикующего детского врача, а не приверженца какой-либо сомнительной теории.) Но, возможно – и даже наверняка – ваш врач порекомендует вам сдвинуть сроки введения прикорма, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка или из тех взглядов на этот вопрос, которые приняты сейчас. Что ж, вы правильно сделаете, если прислушаетесь к врачу.
Ну, а я – тоже в соответствии с врачебными рекомендациями – кормила детей следующим образом.
Сок
С месяца начинала давать соки. (Я не написала об этом в соответствующей главе только потому, что этот срок наверняка будет вашим врачом существенно сдвинут – как минимум, перенесен на трехмесячный возраст.) Первым соком был яблочный. Давать его я начинала буквально с 3–5 капель, которые капала ребенку на язычок. Сахара в сок не добавляла, хотя ребенок поначалу морщился от непривычного вкуса. Впрочем, я делала сок из яблок сладкого сорта, да и к новому вкусу ребенок привыкал быстро, и пил сок с удовольствием. На следующий день добавляла еще 2–3 капли и следила, не будет ли проблем со стулом, не проявится ли диатез. Если все было в порядке, продолжала увеличивать дозу и постепенно доводила ее до 5–6 чайных ложечек в день, которые давала не сразу, а в 2–3 приема, причем не до, а после кормления. Кстати, сок я с самого начала давала не из бутылочки, а именно из чайной ложечки. Для мам, кормящих грудью, это удобно потому, что ребенок не приучается к соске и нет риска, что из-за сока он откажется от груди. Ну, а дети, находящиеся на искусственном вскармливании, просто раньше привыкают к ложке.
Пока сока нужно немного, его можно выжать через стерильную марлю, предварительно натерев яблоко на терке. Потом можно пользоваться и соковыжималкой. Только не надо забывать, что и яблоки, и все приборы, которые вы используете для приготовления сока, должны быть вымыты и простерилизованы.
Важнейшее правило, связанное с введением как сока, так и любого прикорма: его можно вводить, только когда ребенок совершенно здоров. Кроме того, нельзя вводить два сока (да и вообще два вида прикорма) одновременно. Ребенка надо приучить к одному и лишь потом, когда вы точно убедились, что он воспринят нормально, можно вводить и второй сок. Таким же точно образом – с нескольких капель. Моим вторым соком был морковный, но, возможно, врач порекомендует другие варианты. Во всяком случае, едва ли это будет апельсиновый сок – на него у детей чаще всего бывает аллергия.
Вообще, аллергия – это то зло, из-за которого большинство мам и не решаются прикармливать детей, даже когда это им рекомендует делать врач. 80 % детей в нашей стране страдают аллергией на коровье молоко. Каждый четвертый российский ребенок не переносит пшеницу, кунжут и черный перец. Но если без кунжута и перца ребенок до года уж точно обойдется, то непереносимость детьми коровьего молока (а на его основе готовятся разные виды прикорма) доставляет мамам немало хлопот. Поэтому, вводя любой прикорм, об аллергии нельзя забывать ни в коем случае.
Натуральный или из баночки?
Уже в связи с введением соков, а потом и в связи с прикормом вообще возникает еще один вопрос: какие соки и пюре давать – приготовленные из натуральных продуктов или взятые из баночек для детского питания? Приверженцев обоих вариантов опять-таки немало.
Сторонники натуральных продуктов считают, что в них, свежеприготовленных, больше витаминов и полезных веществ, а кроме того, ребенку ведь придется когда-нибудь ими питаться, так почему же не приучать его к этому постепенно? Ведь есть риск, что, до года поедая пищу только из баночки, ваш полуторагодовалый малыш категорически откажется есть нормальное картофельное пюре или яблоко.
Приверженцы же консервированного детского питания (среди них немало детских врачей) считают: прошли те времена, когда яблочки были румяными потому, что выросли в экологически чистых условиях. Теперь их приятный внешний вид связан чаще всего с химическими добавками, которые применяются при их выращивании. И никто не может гарантировать, что фрукты и овощи, которые вы тщательно выбираете для своего младенца на рынке, от подобных добавок свободны. А специальное детское питание все-таки проходит тестирование, и требования к его экологической чистоте достаточно жесткие.
Видимо, вам просто надо подойти к вопросу разумно – в зависимости от того, где вы живете и какие продукты имеете возможность покупать для ребенка. Одно дело, если вы жительница деревни или маленького города и у вас имеется свой огород в экологически безопасном месте, то есть в чистоте лично выращенных овощей вы лично и уверены. И совсем другое, если ваш огород находится в супермаркете или на пятачке у метро. В первом случае, безусловно, лучше давать младенцу натуральные продукты. Во втором же… По логике вещей, ваш ребенок обречен питаться исключительно из баночек. Но многие мамы все-таки не готовы с этим смириться, и я с ними согласна. Ведь если сада-огорода нет у вас лично, то вполне возможно, он есть у ваших родственников, знакомых, знакомых их знакомых. Во всяком случае, многие родители с самого рождения младенца начинают искать надежных людей, у которых можно будет покупать продукты для его питания. По-моему, они правы. Во всяком случае, те из них, у кого дети родились летом или осенью, когда в яблоках и овощах есть витамины. Согласитесь, весной, когда местные яблоки уже вялые, как-то легче заменить их сок баночным, чем осенью, когда они только что созрели в саду под вашим окном.
Возможно, вам тоже удастся найти такой вот живительный – и надежный! – источник, из которого будут поступать экологически чистые продукты для вашего ребенка. По крайней мере, попробуйте это сделать.
Фруктовое пюре
Ну, а теперь двигаемся дальше. К концу третьего месяца я начинала давать не только соки, но и фруктовое пюре. Натирала яблоко на терке, потом протирала через специальное сито. Можно купить блендер, с помощью которого яблоко перетирается в однородную массу. Только она должна быть именно однородной, абсолютно без комочков! Потому, мне кажется, для начала сито лучше, чем самый современный бытовой прибор.
Очень удобны для первого детского пюре бананы: их проще довести до пюреобразного состояния, да дети и любят их обычно больше, чем другие фрукты.
Давать любое пюре надо постепенно – в первый день буквально на кончике чайной ложечки, потом очень медленно увеличивать дозу. Через некоторое время ребенок уже может получать до двух столовых ложек фруктового пюре в день.
Чтобы дать ребенку твердую пищу, надо положить его на подушку так, чтобы голова была приподнята – фактически в положении полусидя. Кормить его с ложечки надо очень осторожно, набирая еду совсем понемногу. Не забывайте, что малыш еще только учится есть с ложки, поэтому особенно тщательно следите за тем, чтобы он не поперхнулся непривычной едой.
Творог и желток
В четыре месяца, согласно классической схеме, в детский рацион можно вводить творог и желток. Кстати, педиатры называют эти продукты не прикормом, а пищевыми добавками. В чем разница между добавками и прикормом, мне неизвестно да, по правде говоря, не слишком и интересно.
Конечно, желток и творог даются не одновременно, а поочередно, с обязательным наблюдением за реакцией (желудок, аллергия). Желток варят вкрутую и протирают через сито. Потом его надо разбавить грудным молоком или смесью, которую ребенок получает вместо молока. Сначала, как любой другой новый продукт, желток дается на кончике ложки. Постепенно его количество можно довести до четверти желтка в день.
Многие врачи рекомендуют давать ребенку не куриный желток, а перепелиный, так как в перепелиных яйцах больше полезных веществ и на них реже бывает аллергия.
Разумеется, вам едва ли придет в голову дать ребенку магазинный творог, не предназначенный для детского питания. Но на всякий случай напоминаю: творог ребенку нужен специальный, детский. Его можно получать на детской кухне или покупать в соответствующих отделах магазинов. Можно и готовить его самостоятельно. Для этого надо вылить в кастрюльку стакан кефира, поставить на плиту, дождаться, пока кефир поднимется в виде сгустка, немедленно снять кастрюльку с плиты (чтобы творог не получился жестким), откинуть сгусток на марлю (не забывайте ее кипятить) и, подвесив «творожный мешочек», дать стечь жидкости.
Есть еще один вариант приготовления творога для ребенка: вскипятить молоко, вылить в него кефир и немедленно снять посуду с огня. Далее все то же: откинуть на стерильную марлю. Только разберитесь, какое молоко можно для этого использовать. «Долгоиграющее» – то, что не портится, даже если месяц стоит вне холодильника, – для этой цели точно не годится.
Перед тем как давать ребенку, творог протирают через сито и разбавляют грудным молоком или молочной смесью.
Когда и как все это давать?
За исключением соков и фруктовых пюре, которые даются после кормления или в промежутках между кормлениями, прикорм дается до того, как младенец получит свою обычную порцию молока или смеси-заменителя. То есть с прикорма для него должна начинаться еда. Это вполне логично: ребенок голоден, поэтому с большей готовностью попробует новую пищу, которую потом запьет привычным молоком.
Однако заставлять его есть эту новую пищу несмотря ни на что, разумеется, не надо. Бывает, что младенцу категорически не нравится какая-либо еда. Да-да, у вашего крошечного ребенка уже есть индивидуальные вкусы. Не удивляйтесь и не настаивайте – давайте ему то, что он ест охотнее. Впрочем, совсем уж идти у него на поводу тоже не стоит. Бывает, что ребенку просто не сразу удается распробовать новую еду, поэтому он и морщится, и выплевывает ее. (Кстати, выплевывать он ее может просто потому, что еще не умеет есть с ложечки.) А уже на следующий день или через день – смотришь, вполне охотно уплетает творог или желток, который вчера, казалось, на дух не переносил. Во всяком случае, постарайтесь приучить его к новому виду пищи, время от времени предлагая ее снова и снова.
Когда ее предлагать? В любое дневное кормление. Главное, чтобы не в первое утреннее и не на ночь. Первое утреннее кормление вообще должно быть как можно более легким: малышу будет проще от него отвыкнуть – не вечно же он будет просыпаться в шесть утра.
И не забывайте: несмотря на прикорм, ребенку пяти месяцев надо выпивать около 900 г молока в сутки.
Конечно, вы помните и о том, что все продукты должны вводиться поочередно, то есть вы не должны давать ребенку новый продукт до тех пор, пока не убедились, что он полностью привык к прежнему. Если вы забудете об этом несложном правиле, вас ожидают совершенно ненужные волнения. От чего у него расстроился желудок – от творога, от желтка или, может, от банана? Поэтому будьте терпеливы и последовательны.
Овощное пюре
Лучшим прикормом (уже в полном смысле слова прикормом, а не пищевой добавкой) для ребенка является овощное пюре. Некоторые врачи не возражают против того, чтобы сразу готовить его из нескольких видов овощей. Врачи, которые вели моих детей, предостерегали меня от такой поспешности. Все по той же причине: если у ребенка вдруг проявится аллергия или расстроится желудок, как вы определите, из-за морковки это произошло, из-за картошки или из-за свеклы?
Поэтому начинайте с одного вида овощей. Можно для начала взять капусту – как белокочанную, так и цветную. Тщательно вымойте ее, разрежьте на некрупные куски и варите под плотно закрытой крышкой в небольшом количестве воды; фактически, это даже не варка, а тушение. Когда капуста станет мягкой, не остужайте ее, а сразу протрите через сито и разбавьте отваром, в котором она готовилась. Прямо в это пюре можете добавить желток – в том случае, если вам уже доподлинно известно, что ребенок хорошо его воспринимает.
В первый раз ребенок может съесть не больше чайной или даже кофейной ложечки пюре. Постепенно вы доведете его количество до 150–200 г в день. Скорее всего, это будет уже более сложное пюре: после того как вы убедитесь в «безопасности» для малыша капусты, вы станете варить ее вместе с морковкой, затем с картошкой, свеклой (вводя последнюю, особенно внимательно следите за младенческим стулом: свекла слабит). Можно добавлять в овощное пюре кабачки, тыкву. Понятно, что любой новый овощ должен начинаться все с той же чайной ложки. (А для свеклы я и вовсе ограничивалась кофейной ложечкой.)
Следя за стулом ребенка во время введения прикорма, не надо впадать в фанатизм. Естественно, когда он начнет получать твердую пищу, его стул изменится – станет более густым. Это совершенно нормально. Надо только следить, чтобы не начался понос и в стуле не было слизи.
Многие интересуются, надо ли солить овощное пюре. В принципе, необходимости в этом нет. Ведь малыш еще не умеет отличать пресную пищу от соленой, поэтому вряд ли предъявит вам кулинарные претензии. Впрочем, бывают дети, у которых вкус исключительно к соленой, а не к пресной пище является врожденным. Критерий здесь простой: если ребенок категорически, на протяжении нескольких дней, отказывается есть овощное пюре, попробуйте чуть-чуть подсолить его. Может статься, у вашего малыша отроду взрослые вкусы; вам придется с этим смириться. Правда, на «мамочкиных» форумах в Интернете не редкость встретить фанатичных молодых мамаш, которые восклицают: «Лучше пусть он совсем не ест овощей, чем я добавлю в них соль, эту белую смерть!» Что ж, с этим ничего не поделаешь: если фанатизм в любых вопросах – свойство маминого характера вообще, то никакие увещевания от этого не вылечат, и соль в детскую пищу добавляться не будет. Впрочем, вреда от того, что ребенок такой мамы не попробует соль до года-двух, в общем-то не будет тоже.
Спросите у врача, не надо ли добавить в пюре немного масла, растительного или сливочного. Взгляды на этот вопрос у разных детских врачей могут оказаться разными, и вам, конечно, лучше придерживаться тех, которые исповедует именно ваш педиатр.
Каша
Входишь в отдел детского питания крупного современного супермаркета – и глаза разбегаются, столько красивых баночек и коробочек радуют глаз. А все-таки традиционной едой для маленького ребенка почему-то считается обыкновенная каша. Гречневая, манная, овсяная – любая из них содержит полезные для ребенка вещества, помогает его пищеварению. Да и без химического анализа известно: от каши малыш делается крепким.
Лучше всего, если первой детской кашей будет гречневая: она наиболее полезна. Готовить ее несложно. В кипящую воду струйкой всыпьте крупу (разумеется, тщательно перебранную и промытую) и, помешивая, проварите на слабом огне 20–25 минут. Потом добавьте разведенную молочную смесь или молоко и прокипятите еще в течение 2–3 минут. На 100 г воды с молоком требуется 5 г крупы, поэтому такую кашу называют пятипроцентной. Правда, едва ли вам удастся сварить такое небольшое количество каши. Поэтому сварите большее ее количество, соблюдая лишь пропорции; остаток доедите сами. Постепенно уменьшайте количество воды и увеличивайте количество молока. Через неделю вы можете варить кашу уже полностью на молоке. Перед тем как дать ее ребенку, протрите кашу через сито или превратите ее в однородную, без комочков, массу с помощью блендера. Вообще-то можно заранее перемолоть крупу в кофемолке до состояния муки. Но для этого вам придется завести специальную кофемолку: добиться того, чтобы мука для младенческой каши не имела кофейного запаха, довольно трудно.
Если вы варите манную кашу, соотношение будет следующим: на 1 стакан воды с молоком (а потом и чистого молока) – 1,5–2 чайных ложки манки. Варить, помешивая, до полной готовности (это займет не больше 5 минут), а затем, если получилось слишком густо, долить еще немного молока и вскипятить.
Можно, конечно, разводить ребенку и сухую кашу, которая специально предлагается для детского питания. На коробке всегда бывает указано, с какого возраста ею можно кормить младенца; там же подробно изложено, как эту кашу следует готовить. Правда, некоторые дети почему-то отказываются есть каши «из коробочки». В чем причина и сермяжная правда такого отказа, непонятно. Но мамам таких детей приходится идти у них на поводу и варить каши из обычных круп.
В общем, ничего хитрого во введении каши в детский рацион нет.
Утром можно поспать
А вот и еще один сюрприз, который, месяце примерно на шестом, преподносят дети своим родителям: они начинают позже просыпаться утром. Надеюсь, вам не придет в голову будить малыша потому, что ему пора покушать. Скорее всего, вы, наоборот, обрадуетесь тому, что его режим постепенно приближается ко взрослому, а значит, вы тоже можете выйти из состояния аврала с шестичасовым утренним пробуждением.
Впрочем, я до сих пор помню одну мамашу, с которой общалась в процессе выгуливания младшего сына. Любое изменение режима ее ребенка – притом, казалось бы, изменение вполне позитивное – приводило эту женщину в полную панику. Надо было видеть, с каким выражением лица она рассказывала о том, что ее Аркаша спал ночью не шесть, а восемь часов подряд – ужас, не иначе, заболел!
Не уподобляйтесь этой даме. Изменения в режиме вашего ребенка будут происходить непременно, и вы должны быть к этому готовы. В частности, месяце уже на пятом он вполне может перейти на пятиразовое питание. Произойдет это просто: он проснется не в 6 утра, как обычно, а часов в 8, и в 8.30 поест. Заодно вы заметите, что он требует есть уже не через 3,5 часа, а через 4. Если при этом он хорошо прибавляет в весе, то новый режим питания для него естественен.
Возможно, в течение дня он будет есть приблизительно так: 8.30; 12.30; 16.30; 20.30; 24.00.
Как видите, последний интервал составляет все же 3,5 часа, так как вечером он, возможно, захочет спать в свое обычное время, сразу после купания.
Надо понимать, что это расписание – не догма. Возможно, ваш ребенок будет просыпаться все в те же шесть часов утра, зато вечером укладываться пораньше, часов в десять или даже в девять. В этом нет ничего удивительного, ведь взрослые тоже бывают «жаворонками» и «совами».
Во всяком случае, очевидно: режим его дня меняется так же, как меню.
А меню у него теперь обширное! К шести месяцам он у вас ест фруктовое и овощное пюре, творог, желток, кашу, пьет сок. Конечно, и про грудное молоко или смеси-заменители не забывает. Обычно все эти продукты распределяются следующим образом:
8.30 – грудное молоко или смесь-заменитель.
12.30 – каша (до 150 г), творог (до 3 чайных ложек), фруктовое пюре (до 3 столовых ложек).
16.30 – овощное пюре (до 150 г) с добавлением вареного желтка (четвертинка), фруктовое пюре (до 3 столовых ложек), сок (до 3 чайных ложек).
20.30 – творог (до 4 чайных ложек), грудное молоко или смесь.
После этого кормления – сок (до 6 чайных ложек).
24.00 – грудное молоко или смесь.
Разумеется, такое распределение продуктов тоже не догма – вы можете давать их в том порядке, который для вас удобнее.
Многие мамы впадают в панику от того, что после введения прикорма ребенок переходит на такой режим питания, при котором получает грудное молоко уже не в каждое кормление. Правда, это происходит не сразу, а постепенно, но все-таки довольно быстро: поел овощного пюре, закусил фруктовым, запил соком – и, смотришь, грудь сосать уже не хочет, потому что вполне сыт.
Паниковать по этому поводу не надо.
Во-первых, вы можете предлагать ему запивать грудным молоком или смесью-заменителем каждое кормление. Возможно, он с удовольствием дополнит молоком любую другую пищу. Но возможно также и то, что грудное молоко он будет пить только утром, вечером и еще в одно кормление – когда получает только творог. В этом тоже нет ничего страшного. Ведь вы догадывались, что ваш ребенок будет расти, и, наверное, не ожидали, что он останется на грудном вскармливании до школы?
Во-вторых, вы все-таки сохраняете для него грудное вскармливание. Если молока у вас достаточно, ребенок высосет свою норму даже за три кормления.
Но ни в коем случае нельзя забывать: прикорм можно давать только при абсолютно здоровом желудке! Если вы заметили какое-либо расстройство, немедленно вернитесь к полному грудному вскармливанию; прикорм восстановите потом, когда здоровье малыша придет в норму.
Прививки
После прикорма прививки, пожалуй, второй по спорности вопрос, которые обсуждают молодые мамы. Некоторые из них уверены: от прививок одно зло, они нарушают естественный баланс организма, а потому делать их ребенку ни в коем случае не надо, особенно до года. Другие же мамы не имеют ничего против того, чтобы сделать своему ребенку те же прививки, которые в свое время делались им самим: от туберкулеза, от коклюша, дифтерита и столбняка (ассоциированная), от полиомиелита… Ход их рассуждений уловить нетрудно: мне все эти прививки в свое время не повредили, почему же я должна полагать, что они повредят моему ребенку?
И кто из них прав?
Мне кажется, если ребенок в принципе здоров, то обычные, принятые для детей до года, прививки ему сделать надо. Потому же, почему их делали и нам, – чтобы обезопасить от серьезных заболеваний.
Но, как ни рассуждай, а прививки – это все-таки медицинское вмешательство в жизнь младенца. Поэтому, мне кажется, решение о том, делать их или нет, а если делать, то когда и какие, надо предоставить только детскому врачу. Ничьи другие советы здесь неуместны. Ведь вы уже решили для себя с самого начала, что будете выполнять то, что посоветует вам именно врач, а не подружки и старушки у подъезда? Вот и не отступайте от этого правила во всем, что касается прививок. Пусть врач определит, насколько ваш ребенок готов к прививке, какую вакцину лучше использовать, делать эту прививку в обычные сроки или немного подождать.
Ваша же задача – внимательно проследить, как ребенок реагирует на прививку: не слишком ли поднялась температура (небольшое повышение возможно, врач вас об этом предупредит), не проявилась ли аллергия, не произошли ли еще какие-нибудь непредвиденные реакции. Если вы заметите хоть что-нибудь настораживающее – ни минуты не размышляя, вызывайте детскую «неотложку». Это как раз тот случай, когда лучше выглядеть в глазах врачей паникершей, чем пропустить любую опасность, грозящую ребенку.
Это звучит солидно!
Многим мамам, и я не была в этом смысле исключением, кажется, что шесть месяцев – это какой-то очень серьезный этап во взрослении малыша. Подозреваю, дело главным образом в том, как звучит название его возраста: полгода. Понятно, что полгода – это все равно шесть месяцев, понятно и то, что за этим «взрослым» возрастом вновь последуют названия месяцев – семь, девять…