Одна женщина уже через неделю после родов с удивлением думает: да как же я жила, когда у меня не было ребенка, чем же был заполнен мой день? А другая – кстати, ничуть не меньше любящая своего малыша – размышляет иначе: вот ему уже второй месяц, а я все никак не привыкну к тому, что утром нельзя всласть выспаться…
Что ж, по-моему, единственное, что вам необходимо понимать во всей этой домашней теории относительности, это то, что оба способа восприятия времени – абсолютная норма. Показался вам первый месяц самым длинным или самым коротким, но он, самый трудный, позади. Вы уже знаете о своем малыше так много, что чувствуете себя опытной мамой.
Вы знаете, из-за чего он плачет: от голода, от колик, просто потому, что ему некоторое время требуется покричать «для развития легких».
Вы не боитесь его купать и даже – вершина смелости! – стричь ему ноготки.
Вы поняли, как надо его одевать на прогулку, и, когда после прогулки вы переодеваете вашего малыша, ручки-ножки у него не холодные и он не вспотел.
Вы знаете, сколько еды ему требуется в сутки, и молоко в вашей груди прибывает в необходимом количестве. Стоп! А вот о молоке стоит поговорить подробнее.
Питание
Скорее всего, на втором и третьем месяцах жизни вы продолжаете кормить ребенка так же часто, как с самого его рождения. Правда, если малыш ел не шесть, а семь раз в сутки, именно в этом возрасте имеет смысл понастойчивее переводить его на шестиразовое питание – с дневным интервалом 3,5 часа и с ночным перерывом в 6 часов.
Отличие же в вашем отношении к кормлению, возможно, состоит в том, что вы постепенно перестаете сцеживаться после того, как ребенок поел. И вот здесь очень важно понять, правильно ли вы поступаете.
Продвинутые молодые мамы, постоянно навещающие интернет-форумы, обычно уверены, что на втором-то, а тем более на третьем месяце молока у них к каждому кормлению прибывает ровно столько, сколько требуется ребенку, то есть система «спрос-предложение» полностью налажена. Да и почему бы им не быть в этом уверенными? Ребенок активно сосет, по окончании кормления грудь совершенно мягкая, без уплотнений, и совершенно пустая… И все-таки расслабляться рановато. Задайте себе простой вопрос: почему ваша грудь после кормления выглядит именно так? Потому, что ребенок высосал все необходимое ему молоко? Прекрасно! А если потому, что этого самого молока у вас просто стало меньше? Ведь такая ситуация встречается сплошь и рядом. Обрадованная тем, что «стиль жизни» ребенка наладился, мама двух-трехмесячного младенца забывает, что ее собственная жизнь по-прежнему должна быть подчинена важной задаче: иметь достаточно молока. И постепенно отдается привычным заботам, которые в первый месяц отошли на второй план: стирка-уборка, сессия, школьные уроки старших детей… Да мало ли чем может заняться женщина! Уж что-что, а заботы у нее всегда найдутся. А там и перекус на ходу, и недопитый стакан сока или чая. Конечно, после кормления в груди не остается ни капли молока. Вот только хватает ли его малышу?
По этой самой причине продвинутая мама может с удивлением обнаружить, что ребенок, который только что вошел в нормальный режим кормления и ест буквально по часам, вдруг снова начинает просыпаться через час после еды с громким голодным плачем. Что и говорить, удивление не из приятных.
Постарайтесь, чтобы с вами этого не произошло. Не расслабляйтесь! Как ни легко вы привыкли к своему ребенку, как ни жаждете вернуться к радостям и заботам своей «домладенческой» жизни, а от забот кормления вас никто не освобождал. Поэтому перестраховки ради время от времени взвешивайте ребенка даже в том случае, если вам кажется, что его питание вполне налажено. Его суточная норма на втором месяце жизни – 500–600 г молока, на третьем – 800 г. Некоторые врачи советуют пользоваться простой формулой: для того чтобы узнать, сколько молока ребенок должен высасывать за сутки, надо его вес разделить на 5.
А его кормящей маме надо не забывать нормально питаться самой и вести такой образ жизни, чтобы молоко у нее не убывало.
Средняя прибавка в весе за второй месяц составляет около 800 г, и примерно столько же за третий.
Будьте внимательны!
Есть и еще одна важная вещь, за которой до трехмесячного возраста надо следить особенно внимательно. Как известно, жители большей части нашей страны не избалованы солнцем. Поэтому избытка витамина D в их организмах не наблюдается. К сожалению, это в полной мере относится к маленьким детям, особенно к тем, что родились осенью или зимой. Где им увидеть солнце, если даже во время прогулок из «гнездышка» в одеяльце или конверте выглядывает только маленький носик?
А между тем известно, что первые признаки рахита могут проявиться как раз в двух-трехмесячном возрасте.
Грудное вскармливание, безусловно, полезно, но панацеей от рахита все-таки не является. В материнском молоке витамина D не слишком много. А на первом году жизни способность детского организма самостоятельно вырабатывать этот витамин очень понижена. Между тем потребность в нем очень высока, потому что он принимает самое активное участие в формировании костной ткани. Из-за его нехватки ребенок поздно начинает садиться и вставать, у него могут искривиться ножки, сделаться несоразмерно большой голова, приобрести неправильную форму грудная клетка. Кроме того, если в организме не хватает витамина D, то плохо усваиваются соли фосфора и кальция, а это сказывается на развитии нервной системы и многих внутренних органов… В общем, недостаток этого витамина ребенку явно не полезен.
Как понять, что витамина D недостаточно? Во-первых, за этим должен следить врач. И среди вопросов, которые вы занесете в свой вопросник на втором-третьем месяце жизни вашего ребенка, непременно должен быть следующий: нет ли у малыша каких-либо проявлений рахита?
Но внимательная мама может и самостоятельно заметить первые признаки этого неприятного заболевания.
Одним из наиболее заметных признаков является неожиданное повышение потливости. Если в комнате, где ребенок спит, такая же температура, как обычно, но он почему-то просыпается с мокрой головой, – это повод насторожиться. Если во время еды у него на носу вдруг стали проступать мелкие бисеринки пота, – тоже не стоит умиляться его трудолюбию: надо же, мол, как старается, даже вспотел от усердия! Об этих признаках надо немедленно рассказать врачу. А уж он решит, как помочь вашему младенцу.
Возможно, он назначит ребенку специальные препараты витамина D. Обычно это капли, которые надо пипеткой капать ребенку на язык. Дело это нехитрое, надо только помнить: никакой передозировки! О том, чтобы дать деточке побольше витаминчика, не может быть и речи – это опасно.
Возможно, врач пропишет ребенку массаж. (Кстати, и без всяких признаков рахита эта процедура не помешает.) В таком случае не занимайтесь самодеятельностью. Вы, конечно, можете и должны массировать ребенку животик (по часовой стрелке), ручки и ножки, спинку – так, как вам показала патронажная медсестра. Но массаж для профилактики рахита должен делать профессиональный детский массажист.
Возможно, врач порекомендует ультрафиолетовое облучение – «искусственное солнце». Конечно, загорать ребенку надо ровно столько, сколько ему прописано. Понежить его под этим самым «солнышком» подольше – об этом сразу забудьте. Препараты витамина D во время сеансов ультрафиолета обычно исключаются.
Ну и, конечно, старайтесь, чтобы малыш побольше времени проводил на свежем воздухе. Как делать это не во вред ему, а только на пользу, вы уже знаете.
Общение
Скорее всего, после месяца вы заметите, что поведение ребенка начинает понемногу меняться.
Помню, соседка Ира со смехом рассказывала, как разочарован был ее муж, когда выяснилось, что им «достался» очень спокойный мальчик, который весь первый месяц своей жизни пребывает только в двух состояниях – еды и сна.
– Другой бы радовался, – смеялась Ира. – Ребенок спит да ест, чего уж лучше! А мой, видно, мечтал, что футбол будет с сыном обсуждать.
Так вот, с трехмесячным ребенком, конечно, обсуждать футбол так же затруднительно, как с младенцем месячного возраста. Но то, что к трем месяцам он стал гораздо общительнее, трудно не заметить.
Окончился период, который психологи называют «новорожденностью» и который характеризуется тем, что 80 процентов времени ребенок проводит во сне, причем между его сном и бодрствованием нет четкой границы.
Для двух-трех месяцев уже считается нормой, если ребенок спит от 17,5 до 18,5 часа в сутки. А остальное время, соответственно, бодрствует – до часа или даже полутора часов после каждого кормления. Причем совсем не обязательно, что эти час-полтора он проводит в крике. Наевшись, малыш с удовольствием агукает, разглядывает окружающую обстановку и – самое приятное! – улыбается маме. «По науке» это происходит потому, что для него словно бы открывается внешний мир. Как пишет Л. Выготский, ребенка постепенно поглощают зрительные впечатления, он слушает звуки, тянется к предметам, то есть развиваются задатки его ручной активности.
Ну, а вы, конечно, тоже ему улыбаетесь, разговариваете и ведете себя с ним так, как подсказывает ваша к нему любовь – самый верный барометр отношений с ребенком. Но при этом совсем не плохо, если вы будете знать: детские психологи советуют, общаясь с младенцем, обязательно повторять те звуки, которые издает он сам. Дело в том, что в два-три месяца он в основном свои собственные звуки только и слышит, поэтому, когда мама их повторяет, это полезно для его развития.
Так же полезно повесить над его кроваткой, сантиметрах в пятидесяти от лица, какую-нибудь крупную яркую игрушку. Малыш еще вряд ли сумеет взять ее рукой, но с удовольствием будет с ней разговаривать. Помню, мои дети в этом возрасте особенно любили беседовать с люстрой – поочередное включение ее лампочек приводило их в неописуемый восторг.
Не отменяется и чтение стихов, и музыка, которую слушает ваш малыш. Только не переборщите! Не устройте ему такую возвышенную жизнь, какую устроили своему ребенку мои знакомые Надя и Валентин.
Дело было лет двадцать назад. Исследования, касающиеся духовного развития младенцев, тогда еще не были так популярны, как сейчас. Потому вычитанное в газете сообщение о том, что новорожденный должен слушать музыку, Надя с Валентином восприняли как великое открытие. Сами они, правда, музыкантами не были. Но какие родители не мечтают дать своему малышу все самое лучшее? Вдруг Моцарт вырастет!
Программа, которую лично составил для сына молодой папа, напоминала абонемент консерватории: Бах, Чайковский, Бетховен, Вивальди… Никто из классиков не был забыт – звучали и симфонические произведения, и оперные арии. Оно бы и хорошо – не на попсе же, в самом деле, выращивать дитя! – но вдохновенные родители как-то позабыли, что их сыну не шестнадцать и даже не пять лет. В своем неофитском энтузиазме они были уверены, что для двухмесячного младенца нет лучшей колыбельной, чем Шестая симфония Чайковского.
Каково же было их удивление, когда выяснилось, что ребенок, на которого возлагались такие большие надежды, воспринимает музыку несколько неожиданным образом: в первые пять минут замирает и прислушивается, в следующие полчаса не обращает внимания на величественные аккорды, а потом начинает плакать.
Возможно, молодые родители довели бы ребенка до невроза, если бы не бабушка, приехавшая повидать внука.
– С ума вы сошли! – воскликнула она, всего лишь в течение часа послушав повседневный воспитательный репертуар. – Несчастный ребенок!
– Почему несчастный? – обиделся зять. – Вы, мамаша, отстали от времени. Мы и так опоздали. Чтобы ребенок полноценно развивался эмоционально, он должен слушать музыку еще в утробе матери.
– Насчет утробы не знаю, – не унималась бабушка, – а сейчас слепому видно: устает он у вас. Да посади взрослого человека на целый день в консерваторию самую распрекрасную музыку слушать, – разве он выдержит? А тем более крошечное дитя!
Бабушкин сильный характер, от которого остальные члены семьи обычно страдали, на этот раз оказался очень кстати. Музыкальный поток, направленный на младенца, был сокращен по времени раз в десять. К тому же был радикально пересмотрен репертуар: музыка, чересчур «заводящая» эмоции, была из него исключена. Ну, а к тому моменту, когда ребенку пора было спать, бабушка сводила этот самый репертуар к обычным колыбельным. Которые исполняла лично, невзирая на отсутствие оперного голоса.
Так что не забывайте: двух-трехмесячный ребенок, конечно, испытывает потребность бодрствовать, эмоционально развиваться и общаться, но слишком быстро от всего этого устает. Определить, что он устал, довольно просто: он начинает хныкать. Кстати, вот сейчас-то и оказывается особенно полезным питание по расписанию. Если вы его придерживаетесь, то наверняка знаете: через час после еды ребенок еще сыт, и его плач не связан с желанием подкрепиться. Он просто устал – ему пора спать.
И пустышка, к которой вы приучили малыша, в этом случае тоже хороша: младенец, скорее всего, воспримет ее как сигнал ко сну. Если вы даете ему воду, самое время его попоить. И на боковую! Можно немножко его побаюкать, поносить на руках, если он чересчур разыгрался и не может уснуть. Во всяком случае, можете не сомневаться: после часа «игр» здоровый ребенок плачет, с большой долей вероятности, именно от усталости.
– Хорошее дело, поносить на руках! – скажут многие мамы. – А если он привыкнет? Если избалуется?
Капризы
Отношение к детским капризам в нашей стране, когда родился мой старший сын, было таким же однозначным, как и вся советская идеология. На руки – ни в коем случае, а то он вам на голову сядет. Пусть поплачет, ничего с ним не сделается. К счастью, идиотизм такого отношения к ребенку я осознала так же быстро, как другие разновидности идиотизма того времени.
Идиотизм нынешний – если младенец плачет, его надо в ту же секунду накормить, схватить на руки и качать, пока он не успокоится, даже если сами вы уже валитесь с ног, – многие молодые мамы осознавать не хотят.
Между тем обе эти крайности, по-моему, стоят друг друга. И для того, чтобы в них не впасть, надо вспомнить все о том же здравом смысле. А что делать, если без него невозможно воспитывать детей?
Конечно, когда ребенок плачет от того, что его мучают колики, вы вряд ли будете спокойно за этим наблюдать. Скорее всего, возьмете его на руки, и правильно сделаете. Это даже с физиологической точки зрения правильно: тепло материнского тела может успокоить боли в животике ребенка.
Но три месяца – это тот возраст, когда колики чаще всего проходят. И вот тут-то вам надо быть внимательной. Может статься, за время колик ребенок привык к тому, что его хватают на руки при первых признаках беспокойства. И, что серьезнее, привык к тому, что его не спускают с рук до тех пор, пока он не уснет. Если вы заметили эту привычку достаточно рано, вот именно месяца в три, ребенка нетрудно будет от нее избавить. Точнее сказать, он сам без особого труда от нее избавится, как только почувствует, что вы этого действительно хотите. Сначала он, возможно, поплачет, когда вы, немного подержав на руках, положите его в кровать, потому что ему пришло время спать. Но, если вы проявите некоторую настойчивость, он довольно быстро согласится с тем, что вы не таскаете его на руках до самого сна, а даете ему пустышку и ласково баюкаете его, уже лежащего в кроватке. Учтите: если ребенок не привыкнет к этому в три месяца, в полгода отучить его от капризов будет гораздо труднее.
Разумеется, вы понимаете, что речь идет о здоровом ребенке. Ожидать спокойствия от младенца, у которого болят ушки, может только не вполне вменяемый взрослый.
И не бойтесь быть старомодными! Теория, согласно которой ребенку надо позволять все, чего он хочет, – сомнительное ноу-хау. И ссылка на японские традиции – мол, жители Страны восходящего солнца до определенного возраста позволяют своим детям делать все что угодно – не выглядит в данном случае убедительной. Японцы позволяют им это вот именно до определенного возраста. А потом подросший ребенок попадает в такие жесткие поведенческие рамки, которые нашим людям не снились ни в каком возрасте. И, между прочим, еще пребывая в приятном детстве, он уже замечает, что в таких рамках живут все вокруг, и на подсознательном уровне понимает, что ему тоже вскоре предстоит так жить.
Так что японцы японцами, а ответственность за вашего неяпонского ребенка лежит на вас. Не думаю, что он впоследствии скажет вам спасибо за такое воспитание, из-за которого его капризы окажутся невыносимыми для окружающих. Поэтому не впадайте в крайности и не забывайте золотое правило воспитания: ребенок отлично чувствует, чего вы действительно от него хотите. И охотно поддается на ваши «уговоры» быть спокойным, неизбалованным.
Не стесняйтесь от него отдыхать
Кстати, и о себе забывать молодой маме совершенно ни к чему. Конечно, для здоровья и счастья своего ребенка вы готовы на все, в этом никто не сомневается. Но кто сказал, что мамино состояние, которое очень точно называется «выжатый лимон», является необходимой составляющей его здоровья и счастья?
– Слушай, а сколько длится послеродовая депрессия? – Таким вопросом огорошила меня однажды соседка Ира.
– Ну, у кого как, – осторожно заметила я. – Зависит от психического склада.
– Я, наверное, законченная психопатка, – обреченно вздохнула Ирка. – Ребенку три месяца, а я себя чувствую хуже, чем сразу после родов. Аппетит пропал, не сплю… День и ночь только и думаю: почему это мой Гошенька вчера слишком густо покакал, что это он просыпаться стал на час позже?… Муж на меня уже прямо орет: перестань ты паниковать по пустякам, и вообще, шла бы ты куда-нибудь погулять.
– А почему, и правда, не пойти погулять? – заметила я. – Тем более, муж сам отправляет.
– Ну, не знаю… А вдруг без меня что-нибудь случится? Да и разве я не гуляю? По два часа каждый день на улице провожу с коляской, с детства столько воздухом не дышала!
Самое печальное, что такое состояние – постоянного, ни на минуту не проходящего напряжения, – свойственно вовсе не одной Ире. Можно даже сказать, что это самое характерное для молодых мам состояние.
Они настолько «вчувствовались» в своего ребенка, настолько стали с ним единым целым, что у них, как попросту говорят в народе, едет крыша. Многие мамаши догадываются о том, что с ними что-то не так, именно к концу третьего месяца, когда понимают, что послеродовой депрессии пора бы уж и закончиться.
Поэтому не надо думать, что ваше состояние – это показатель какого-то лично вашего, не дай Бог, психического заболевания. Это просто своего рода состояние замкнутого пространства – замкнутого на вас и ребенке. Ну так разомкните его!
Конечно, бывают сложные семейные ситуации, когда молодая мама совершенно лишена чьей-либо помощи. Ни мужа, ни других родственников – младенец только на ней. И все-таки, как правило, даже у такой одинокой мамы есть хотя бы одна подружка, которая, если и не готова полностью разделить с ней заботы о младенце, то посидеть с ним время от времени все же не откажется.
Ну, а уж если рядом с вами многочисленные любящие родственники, то пренебрегать их помощью и вовсе грех.
Используйте любую возможность не зацикливаться на вашем обычном распорядке.
Найдите два часа на то, чтобы выйти в кино.
Выберитесь в театр, хотя бы в одиночестве, если нет возможности пойти туда вместе с мужем.
Не отказывайтесь от возможности провести даже очень недолгое время отдельно от младенца: когда он спит, оставьте его под чьим-нибудь присмотром (разумеется, «кто-нибудь» в данном случае – это не пятилетний старший сын) и прогуляйтесь хотя бы до ближайшего магазина.
В общем, как губка впитывайте любые внешние, «отдельные» впечатления.
Все это приведет вашу психику в норму, то есть пойдет на пользу и вам, и вашему малышу.
Я говорю об этом не с точки зрения отвлеченной теории. Родив первого ребенка, я и сама попала в число «мам из замкнутого пространства». Самое смешное, что для этого не было абсолютно никаких реальных оснований: вокруг меня были любящие люди, готовые уделять внимание моему сыну. Но при этом я была настолько зациклена на младенце, что, как понимаю сейчас, просто находилась в состоянии непроходящей истерики.
Спас меня от него, как ни странно… Достоевский. Да-да, этот мрачный автор, уводящий в такие глубины человеческого подсознания, в которых, казалось бы, никакого спокойствия ожидать не приходится. Вопреки всякой логике я, напротив, невероятно успокаивалась, буквально проглатывая один его роман за другим. Зрелище, наверное, было то еще! Совсем юная мамаша, сидящая в скверике с коляской и не выпускающая из рук толстый том классической прозы… Наверное, дело было в том, что Достоевский вывел меня из плотного слоя бытового сознания. И проблемы младенческого сна, еды, прогулок перестали казаться мне глобальными. Они стали нормальными бытовыми проблемами, которых немало в жизни любого человека.
Поверьте, таковыми они и являются. Часть из них даже приятны, часть – не очень, часть – утомительны. Но если ребенок здоров, все они разрешимы, можете не сомневаться.
Скорее всего, именно на третьем месяце его жизни вы окончательно это осознаете.
Вы к нему привыкли. Прекрасно!
Вот, собственно, и все. Чуть не написала: ничего нового. Но, конечно, это неправда. Да, вы привыкли к своим новым повседневным обязанностям, связанным с ребенком. Вы просто привыкли к тому, что он у вас есть, перестали пугаться каждого его вскрика и получаете от общения с ним огромное удовольствие. Но ведь это и есть новое! Вот эта радость, которая теперь есть у вас всегда.
Этот праздник, который всегда с вами.
Вопросы для врача
Переводить ли ребенка на шестиразовое питание?
Сцеживаться ли после каждого кормления?
Нет ли у ребенка признаков рахита? Что делать для профилактики этого заболевания (витамин D, массаж, ультрафиолет)?
Глава 3
САМЫЙ ЛЕГКИЙ ВОЗРАСТ
От трех до шести месяцев
Вам с ним легко!
Может быть, я ошибаюсь. Но я помню сама и не раз слышала от многих подруг: именно этот возраст, от трех месяцев до полугода, – самый легкий в выращивании младенца.
Малыш уже не выглядит совсем крошечным и беспомощным: к концу третьего месяца он поправился, как минимум, килограмма на два, к пятому месяцу его вес увеличился почти вдвое. К тому же он подрос! Он пухленький, крепкий, подвижный. Вместе с тем, при всей его подвижности, он еще лежит в своей кроватке, а не ползает по квартире – так, чтобы за ним надо было ходить по пятам, ни на минуту не отвлекаясь.
Режущиеся зубки – нелегкая родительская проблема – его в этом возрасте обычно еще не беспокоят.
Грудью вы кормите или смесями, но режим питания уже налажен: ваш ребенок сыт и доволен.
Он улыбается и даже в голос смеется.
Он внимательно слушает, когда вы что-нибудь говорите ему, и живо реагирует на ваши интонации. Даже когда вы просто подходите к его кроватке, он дрыгает ручками и ножками, выражая свой восторг.
Он играет с погремушками.
Одним словом, он уже очень забавный человечек. Впрочем, вы, наверное, и раньше в этом не сомневались. Зато, вероятно, именно сейчас вы по-настоящему осознали: вашему ребенку действительно нужен не только уход, но и воспитание, общение. Каким же оно будет в эти месяцы?
Общение
Многие мамы с особенным удовольствием замечают, что ребенок трех-шести месяцев может по полчаса лежать один в кроватке, дергая игрушки, висящие перед ним на резиночке, и активно с ними беседуя. (Не забудьте только, что все эти погремушки, как и сама резиночка, должны быть закреплены надежнейшим образом. Видимо, не надо лишний раз напоминать и о том, что они должны быть тщательно вымыты.) В самом деле, такая младенческая самостоятельность вызывает умиление, к тому же она весьма удобна: все-таки какое-то время он развлекает себя сам.
Если ваш малыш не умеет, вернее, боится оставаться один – такое бывает в этом возрасте нечасто, но все же бывает, – просто поставьте его кроватку так, чтобы, бодрствуя, он постоянно вас видел.
Только не возлагайте слишком больших надежд на то, что он всему обучится самостоятельно в положенный срок. Если речь идет о физических нагрузках, торопить ребенка, безусловно, не надо. Не надо сажать его в подушки до тех пор, пока он не сядет сам, не надо ставить его на ножки, пока он сам на них не поднимется.
Но вот во всем, что касается его эмоционального развития – почему бы вам ему не помочь? Конечно, в определенное время он сам схватит ручкой погремушку, до которой сумеет дотянуться. Но нет ничего плохого в том, чтобы поучить его этому – протянуть ему игрушку, вложить ее в детскую ручку и тут же показать, каким образом он сам может ее достать.
Не думайте, что это всего лишь мелкая подробность вашего общения с ребенком. Мне кажется, это важная основа ваших с ним дальнейших отношений – и в его школьные, и даже во взрослые годы.
Именно сейчас, когда речь идет всего лишь об игрушке-погремушке, вы потихоньку начинаете определять норму вашего вмешательства в детскую жизнь, норму вашей ему помощи. Думаете, я преувеличиваю? Нисколько! Уверяю вас, вы не раз вспомните мои слова, когда ваш ребенок будет в классе примерно пятом и вы задумаетесь, проверять у него каждый день уроки или не проверять. Когда до пятого класса дорос мой старший сын, для меня это был вопрос вопросов.
Если уроки не проверять, то у ребенка вроде бы воспитывается чувство ответственности: он не допускает небрежностей в расчете на то, что при проверке уроков на них укажут родители. Но может произойти и ровно наоборот: поняв, что он полностью предоставлен сам себе, ребенок вот именно станет допускать небрежности, а ожидаемое родителями чувство ответственности само собой почему-то никак не воспитается. Но, с другой стороны, если проверять каждую написанную им строчку, оно не воспитается тем более… И так до бесконечности – по замкнутому кругу.
Мне кажется, к тому времени, когда проблема детской самостоятельности или несамостоятельности встанет так остро, мама, в принципе, уже должна быть готова к ее решению. Она должна в полной мере воспитать в себе ту родительскую интуицию, которая поможет ей не переборщить с опекой и вместе с тем не оставить ребенка один на один со всеми его жизненными проблемами.
И воспитывать в себе эту интуицию, эту меру помощи нужно уже сейчас, когда вашему малышу три месяца и вы протягиваете ему яркую погремушку.
Примерно в этом же возрасте дети начинают явно отличать знакомых людей от незнакомых. Незнакомых они внимательно рассматривают – ну, а дальше ведут себя в соответствии со своим характером.