Вашему малышу полгода, и вы с полным основанием гордитесь тем, что он у вас уже такой большой. А почему же вам не гордиться? Ведь вы приложили немало усилий для того, чтобы он пришел к этой солидной дате здоровым и жизнерадостным. Поэтому – поздравьте себя с его, пусть не совсем «юбилейным», но все-таки Днем рождения.
И с новыми силами растите его дальше – спокойно, счастливо, только с добрыми надеждами.
Вопросы для врача
Нормально ли происходит психомоторное развитие вашего ребенка – его движения, реакции?
Надо ли в этом возрасте вводить прикорм? Какой? Когда? Давать ему натуральные продукты или использовать баночки для детского питания?
Подсаливать ли овощное пюре? Добавлять ли в овощное пюре и в кашу масло? Какое – растительное, сливочное?
Делать ли ребенку прививки? Когда и какие?
Глава 4
УЧИМСЯ ВСЕМУ
От шести до девяти месяцев
Сплошное восхищение
Возможно, вы и сами замечаете: ваше отношение ко всему, что умеет делать ваш малыш от полугода до девяти месяцев, – это сплошное восхищение. Конечно, вы и раньше восхищались вашим ребенком, да и странно было бы, если бы дело обстояло иначе. И никаких особенных причин для этого вам в общем-то не требовалось. Вы восхищались им потому, что он ваш, что вы любите его, а он любит вас. И это правильно: в глазах каждой нормальной мамы ее маленький ребенок достоин восхищения из-за самого своего существования.
Но вот именно теперь, после полугода, вы стали замечать все больше внятных оснований для своего материнского восторга. Он стал так быстро приобретать все новые и новые навыки, что успевай только запоминать!
Он учится ползать, сидеть, вставать на ножки.
Он не просто дергает за игрушки, подвешенные на резиночке, и тянет их в рот, но и играет в какие-то осмысленные игры – например, складывает кубики в кастрюлю.
Он показывает, где у мамы глазки, и делает «ладушки».
Одним словом, он так заметно, так существенно меняется в каждый из этих трех месяцев, что их просто-таки хочется, не стесняясь торжественности, назвать судьбоносными.
Итак, обо всех его навыках по порядку.
Как он ползает?
Вполне возможно, что никак. Да-да, не удивляйтесь и, главное, не паникуйте: есть дети – притом совершенно нормально развивающиеся дети! – которые, прежде чем начать ходить, вообще не выказывают желания ползать. Просто в один прекрасный день отрываются от спасительной стены – и идут себе вперед, не пытаясь опуститься на четвереньки. Оба способа передвижения – абсолютная норма для ребенка.
Вообще-то мне казалось, что в этом не может быть и сомнений. Но вот однажды попался мне прекрасный глянцевый журнал, посвященный выращиванию младенца. А в нем – огромная, снабженная дорогостоящей фотосессией статья о том, как надо учить ребенка ползать. Задачи для мамы ставились в таком торжественном тоне, словно речь шла о необходимости выучить его, как минимум, читать.
«Конечно, – говорилось в статье, – когда-нибудь ваш малыш непременно научится ходить. Но до этого он должен пройти важнейший этап своей жизни – научиться ползать. И вы можете ему в этом помочь».
Можете помочь. А можете и не помогать – он прекрасно научится ползать без вашей помощи, если захочет. А если не захочет, то вообще обойдется без этого «важнейшего этапа».
Впрочем, никто, разумеется, не может помешать вам ставить перед ребенком любимую игрушку и, понемногу отодвигая ее, добиваться того, чтобы малыш пытался к ней подползти. Часто это, в общем-то необязательное, занятие увлекает маму даже больше, чем ребенка.
А вот о чем мама должна подумать обязательно, это о безопасности своего малыша-ползунка. Как только он научится ползать, ему сразу же станет тесно в манеже, не говоря уж о кроватке. Ему срочно потребуется вся квартира для того, чтобы реализовать свои новые возможности! И он немедленно оповестит вас об этом нетерпеливым криком.
А насколько безопасна
ваша квартира?
Что ж, теперь уже нельзя откладывать важное дело: вы должны взглянуть на свою квартиру одновременно глазами ребенка и своими собственными глазами. Этот двойной взгляд необходим для того, чтобы понять: безопасно ли для малыша передвижение по квартире, которая до сих пор казалась вам неплохо приспособленной для житья-бытья?
Скорее всего, вы обнаружите, что имели в виду исключительно взрослое житье-бытье. Приспособление квартиры для потребностей ребенка потребует от вас дополнительных усилий. И лучше совершить их с некоторым опережением событий – то есть, когда ребенок только научится ползать, уже иметь в виду, что он очень скоро встанет на ножки и начнет ходить, держась за стены и неподвижные предметы. А там и настоящее «взрослое» хождение не за горами. Так что имеет смысл уже сейчас, между шестью и девятью месяцами, заглянуть на пару месяцев вперед.
И, заглянув, увидеть: на высоте детского роста – стоит он на четвереньках или на ногах – не должно быть предметов, которые представляют для него хотя бы малейшую опасность: тяжелых хрустальных ваз, которые могут свалиться ему на голову, легких мелких статуэток, которые он может взять в рот, скатертей, потянув за которые, малыш обрушит на свою голову все, что вы на этих скатертях так живописно расположили…
С движимыми предметами, не предназначенными для ребенка, мне кажется, все понятно: вы просто должны убрать их повыше и подальше. Это относится, кстати, и к бытовой технике: ребенку явно рановато включать ее самостоятельно.
А вот с неподвижными атрибутами квартиры, возможно, придется повозиться.
К таковым атрибутам в первую очередь относятся электрические розетки. В них надо вставить специальные пробки, которые должно быть нелегко извлечь даже взрослому. Сейчас-то такие пробки продаются повсеместно, а во времена, когда учился ползать и ходить мой старший сын, закрытие электророзеток было полностью предоставлено родителям. Какие пробочки мы только не изобретали, из чего их только не делали! И что только вообще не делали, чтобы отвадить малыша от розеток. Не постеснялись даже использовать его природный, генетический страх перед… пушистыми предметами. Страх был именно генетический: в детстве я сама боялась перышек из подушки. Боялся их и мой сын, поэтому перышки были нами приклеены к каждой розетке – на всякий случай, если самодельные затычки окажутся неэффективными. Надо сказать, устрашение подействовало: ребенок поглядывал на розетки только издалека, даже приближаться к ним боялся. Возможно, прием этот был не слишком педагогичным, но весьма эффективным.
Впрочем, сейчас оснований для такой изобретательности почти нет: приспособления, с помощью которых можно сделать квартиру безопасной для детей, продаются во множестве. Это пробки для розеток, круглые нашлепки на углы столов, ограничители для ящиков, специальная лента, которая наклеивается на изнанку ковра и не дает ему скользить по полу… В общем, главное – поставить перед собой задачу обезопасить малыша, а уж способы ее выполнения непременно найдутся.
Я не сомневаюсь, что вы и раньше следили за чистотой в квартире. Но теперь, когда ребенок передвигается по ней почти наравне с вами, за этим надо следить особо. Уборка должна быть очень тщательной и более частой, чем раньше – и в целях гигиены, и для того, чтобы ребенку не попались под руку какие-нибудь мелкие предметы вроде валяющихся на ковре оторванных пуговиц.
А вот теперь пожалуйста – пусть он ползает, встает на ножки (возможно, это произойдет к концу девятого месяца; если к этому времени еще не произойдет – не огорчайтесь, сделать это месяц спустя ему тоже не поздно) и с удовольствием изучает окружающий мир.
Умеет ли он сидеть?
Обычно дети пробуют садиться в возрасте шести-семи месяцев. Сначала им не удается сделать это самостоятельно – они пытаются сесть, схватившись за ваши пальцы. Будьте осторожны, не торопите ребенка! Когда он начинает делать попытки сесть, врачи обычно советуют лишь немного помогать ему, давая возможность присаживаться на несколько секунд. О том, чтобы сажать ребенка в подушки или в детский стульчик, пока он не умеет сидеть самостоятельно, без опоры, – не может быть и речи. Ни к чему хорошему ваша торопливость не приведет. Разве вы хотите, чтобы от преждевременных нагрузок у него развилась сутулость или, того хуже, искривился позвоночник? Подождите совсем немного – он скоро сядет сам. Вот тогда и будете умиляться его взрослости.
И не только умиляться. Если он у вас – месяцев в восемь-девять – уже умеет сидеть, то почему бы не кормить его за общим столом? Надо же когда-то начинать.
Для того чтобы его за общий стол усадить, вам понадобится специальный детский стульчик. Как и манежей, их сейчас немало. И, как в истории с манежем, мне по-прежнему кажется очень удобной та модификация, которая лет пятнадцать назад была известна абсолютно всем молодым мамам. Тогда это чудо называлось чешским деревянным стульчиком. Сейчас, конечно, и страны-производители, и материалы представлены гораздо более широко, но суть от этого не изменилась. Я имею в виду детский стул-трансформер. Легким движением руки (что приятно, действительно легким) конструкция превращалась либо в низкий стул, соединенный с таким же низким столом, либо в высокий стул, который можно было поставить ко взрослому столу. Чрезвычайно удобна была не только легкость трансформации, но и функциональность обоих вариантов. В низеньком стульчике за низеньким же столом ребенка можно было не придерживать – выпасть из этой конструкции было практически невозможно. Сам же этот стол был настолько просторен, что за ним, уже попозже, удобно было обучать малыша самостоятельно есть. Всем мамам известно: когда ребенок начинает сам орудовать ложкой, все вокруг него забрызгано едой. Так вот, за этим столом ребенку было где развернуть учебу. На этом же столе перед ним можно было разложить игрушки – так, чтобы он мог заниматься ими, не ползая по всей квартире, а сидя на одном месте. Стол был снабжен колесиками, поэтому сидящего за ним малыша можно было перевезти вместе с его играми в любое удобное место квартиры. Конечно, рассчитывать на то, что идиллическое сидение за столом будет длиться слишком долго, не приходилось, но все же… В общем, в качестве столика со стульчиком трансформер был вполне функционален.
Ну, а в качестве высокого детского стула (в таком варианте столик превращался в устойчивую нижнюю платформу) он как раз и использовался для того, чтобы ребенок сидел за столом вместе со взрослыми.
Пусть это будет для него заметным событием. Ведь он теперь совсем большой, это так приятно! Непосредственно перед едой непременно мойте ему руки – пусть, когда он подрастет, это станет для него тем действием, которое он будет выполнять «на автопилоте». Отведите ему за столом определенное место, поставьте перед ним его личную яркую посуду. Кстати, приготовьте несколько ложек – таких же, как та, которой вы его кормите. Сидя за одним столом со взрослыми, он наверняка и есть попробует как взрослые, держа ложку самостоятельно. Нетрудно догадаться, что ложка из его руки выпадет через минуту-другую. Тут-то вы и дадите ему новую, а заодно покажете, как набирать еду из тарелки.
Оказавшись за общим столом, ребенок попробует не только есть, но и пить как взрослые – из чашки. В книге доктора Спока много и подробно говорится о том, как его этому научить. По правде говоря, это едва ли не единственное положение споковской книжки, которое вызывает у меня недоумение. Ничего особенно сложного в обучении пить из чашки я не обнаружила: и мои собственные дети, и дети знакомых осваивали это дело в считаные дни, если не часы. Только не торопитесь сразу лишать ребенка питья из бутылочки. Если вы не кормите грудью, можно сохранить бутылочку для кормления перед сном – ночным и дневным. Но за общим столом ребенку лучше пить из чашки. Да он наверняка и сам этого захочет.
Конечно, вы не забываете, что из высокого стульчика ваш малыш может выпасть гораздо быстрее, чем вы добежите до него от плиты, к которой зачем-то отлучились. Поэтому, когда он в своем стульчике сидит, вы не отходите от него ни на минуту.
Не забудьте повязать ему фартучек – в просторечье они называются слюнявчиками. Он должен быть изготовлен из непромокаемого материала и иметь карман, из которого вы по окончании детской трапезы извлечете – притом, скорее всего, в немалых количествах – остатки еды. Что поделаешь, рассчитывать на то, что питание за взрослым столом сразу научит малыша есть по-взрослому, не приходится. Удобно, если слюнявчик застегивается с помощью липучки, а не ленточек или веревочек. Дело в том, что и ленточки, и веревочки имеют неприятное свойство – затягиваться в узлы. И очень неудобно бывает чуть ли не зубами развязывать их у малыша на затылке.
Если ребенок привык капризничать за едой, то взрослое общество может оказать на него очень даже благотворное влияние. Не думайте, что он еще ничего не понимает. Ваши слова: «Посмотри, а папа не вертится! А Оленька не выплевывает суп!» – скорее всего, окажутся для вашего малыша вполне понятными. Не беспокойтесь, его личностная самооценка от этого не понизится. Даже наоборот: он будет очень горд тем, что ест так же, как папа или старшая сестра.
Есть-то он, может, будет так же, а вот что он будет есть?
Питание
Если вы начали прикармливать ребенка до полугода, то его меню уже весьма обширно (см. предыдущую главу). Ну, а на седьмом месяце (по согласованию с врачом) ему уже можно будет давать и мясо. Точнее, ему уже нужно будет давать мясо. Может быть, родителям-вегетарианцам такое утверждение покажется спорным или даже возмутительным. И все-таки я уверена: эксперименты со здоровьем (а вегетарианство в наших климатических условиях – это безусловный эксперимент со своим здоровьем) можно ставить над собой взрослым людям. В конце концов, их организмы уже сформировались, и как эти самые организмы будут развиваться дальше – личное дело взрослого человека, лично отвечающего за свои поступки. А ребенок за формирование своего организма лично отвечать еще не может. Поэтому, дорогие мамы, подверженные малопроверенным теориям, предоставьте своему малышу возможность получать с едой все, что необходимо ему для роста и развития. В том числе и те вещества, которые содержатся в мясе. Если он действительно в них, мясных, не нуждается, он сам от них когда-нибудь откажется. Не навязывайте ему это опасное решение!
Итак, на седьмом месяце ваш ребенок может попробовать мясо и мясной бульон. Лучше всего для этой первой пробы подходит говядина или телятина. Курица или индейка (белое мясо) тоже хороши, но они чаще вызывают аллергию, поэтому будьте особенно внимательны. Жирный, наваристый бульон ребенку совершенно не нужен: он слишком тяжел для детского желудка. Многие врачи вообще советуют: как только вода, в которой лежит мясо, закипит – слить ее, налить новую, и уже из этой новой воды варить бульон. При таком способе варки из бульона уходят те самые вещества, которые усваиваются наиболее трудно. Каюсь, я никогда не следовала этому совету и первую воду после закипания не сливала. Просто использовала для детского бульона свежее, абсолютно нежирное мясо, вот и все. Его надо взять 100 г, промыть, залить двумя стаканами холодной воды и готовить, как обычный бульон: когда вода закипит, снять пену, убавить огонь, накрыть крышкой и варить около часа.
Как и любую новую еду, бульон ребенку предлагают сначала в очень малом количестве – не больше столовой ложки. Проще всего разбавить им овощное пюре, которое вы обычно разбавляете овощным отваром: скорее всего в этом случае малыш даже не почувствует нового вкуса. Если никаких отрицательных реакций не возникло, можно увеличить порцию бульона.
Вообще-то я уже через неделю просто варила настоящий суп на мясном бульоне с овощами. Проваривала мясо около часа, потом добавляла в бульон все овощи, которые к тому времени ел ребенок, доваривала их до готовности и протирала через сито или взбивала блендером до состояния супа-пюре.
Только с протиранием супа не увлекайтесь! Месяцев с семи ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы есть не полностью протертое, а размятое вилкой овощное пюре. Конечно, готовить пищу новой консистенции надо очень тщательно – например, сначала разминать только картошку, а более жесткую капусту и свеклу по-прежнему протирать. И давать все это тоже, конечно, надо осторожно, чтобы малыш не поперхнулся. Но, уверяю вас, он довольно быстро научится жевать, даже беззубыми деснами.
Как только вы убедитесь, что ребенок хорошо воспринимает мясной бульон, начинайте давать ему и мясо из этого бульона. Просто протрите его хорошенько вместе с овощами. Возможно, сначала ребенку не понравится новый вкус. А возможно, он и не почувствует разницы между мясо-овощным и просто овощным пюре.
Ребенок восьми месяцев от роду может получать до 30 г мяса в день, далее эту порцию можно увеличивать. К девяти месяцам ваш малыш, скорее всего, уже научится есть не протертую, а измельченную пищу. Попробуйте дать ему не мясное пюре, а фрикадельки – сваренные или приготовленные на пару. В этом же возрасте предложите ему рыбу – лучше всего, тоже в виде фрикаделек. Только рыба, которую вы используете для их приготовления, не должна быть жирной.
Думаю, не надо напоминать вам и об особой внимательности, которая требуется для приготовления рыбы. Для детского питания подходят только те ее виды, в которых нет мелких костей! Речные карасики и окуньки, хотя и вкусны, для этого совершенно не годятся: вряд ли вам удастся извлечь из них все мельчайшие косточки, поэтому лучше не рисковать. Если вы даете ребенку рыбный бульон, его непременно надо процеживать через марлю: заметить в прозрачной жидкости прозрачные мелкие косточки практически невозможно.
Возможно, именно сейчас, когда детское меню стало весьма разнообразным, вы впервые заметите, что у вашего ребенка уже сложились определенные вкусы. А почему бы и нет, собственно? У вас, его мамы, они ведь наверняка имеются. Надо ли удивляться, что они появились у вашего дитяти?
Один из комических эпизодов «по теме» я вспоминаю много лет. Он связан с той самой мамашей, которая паниковала по поводу любого возрастного изменения, происходящего в жизни ее Аркашеньки. Однажды она появилась в скверике, где традиционно прогуливались все окрестные мамы с колясками, в таком виде, о котором принято говорить «на ней лица нет».
– Галя, что случилось? – сразу спросили приметливые дамочки.
При взгляде на Галиного девятимесячного сына трудно было решить, что он, упаси Бог, заболел. То есть внешних поводов для беспокойства как будто бы не было. Но это у какой-нибудь другой мамы их не было бы, а наша Галя умела эти поводы находить.
– Он не ест! – воскликнула она.
Трагедии Еврипида меркли по сравнению с тем, как была произнесена эта фраза.
– Совсем? – поинтересовалась одна из мамаш.
Аркаша выглядел вполне упитанным ребенком, признаков рахита или истощения у него не наблюдалось.
– Он не ест картофельное пюре, – горестно сообщила Галя. – Все овощи ест, даже, представьте себе, шпинат (это прекрасно, шпинат полезный!), а картошку не ест.
– Ну и что? – пожала плечами одна печальная мамочка. – Почему ты считаешь, что ему нужна именно картошка?
Вот уж кто действительно нуждался в сочувствии, так это она: ее дочка страдала от сильнейшего диатеза – девочке можно было есть только гречневую кашу на воде с небольшим добавлением растительного масла.
– Как почему?! – ужаснулась Галя. – Потому что в картошке…
Далее последовал длинный перечень витаминов и минералов, содержащихся исключительно в вареной картошке и более ни в чем.
Список этот я, конечно, давно забыла. А вот саму историю с картошкой запомнила. И теперь, принимаясь за эту книгу, спросила соседку Галю, ест ли ее Аркаша картошку сейчас, в двенадцать лет.
– Представь себе, так и не ест, – вздохнула Галя. – И ведь, главное, даже не может объяснить, что ему в ней не нравится!
А почему, собственно, он должен это объяснять? Впрочем, задавать Гале риторические вопросы не имело смысла. Тем более что с отсутствием у Аркашеньки интереса к картошке она уже смирилась – теперь ее беспокоило, почему мальчик выбрал в гимназии в качестве второго языка не немецкий, а французский. Мне с большим трудом удалось улизнуть от ретивой мамаши, которая начала мне излагать длинный перечень преимуществ одного языка перед другим…
Отношение Гали к Аркашеньке – это, безусловно, комическая крайность. И мне кажется, чтобы в эту крайность не впасть и со временем не измучить своего уже вполне взрослого ребенка вмешательством в его личную жизнь, – начать надо с малого. Например, с признания того, что он может не любить картофельное пюре.
Сон
Вполне нормально (и удобно для мамы), чтобы ребенок от шести до девяти месяцев днем спал три раза. А вот какое время для сна он выберет – дело индивидуальное. Причем как его, так и ваше. Думаю, нет особенного смысла повторять, что вы должны чувствовать потребности вашего ребенка; вы наверняка уже и сами этому научились. И, что немаловажно, он тоже научился понимать ваши потребности. Он знает, что вам от него нужно (только, не забывайте, действительно нужно!): чтобы он укладывался на ночь в девять вечера и утром просыпался в восемь, или чтобы бодрствовал до часу ночи, а утром давал маме поспать до десяти… Вольно (сознательным усилием) или невольно (собственной безалаберностью) вы уже приучили малыша к определенному режиму сна. Что ж, теперь остается только подчиняться этому его режиму и адекватно реагировать на его изменения. Какие изменения? Бывает, например, что ребенок вдруг отказывается от третьего, вечернего сна и переходит на сон двухразовый, зато время каждого его «сонного» промежутка увеличивается. В этом нет ничего страшного – такой уж он у вас уродился. Вы ведь наверняка обнаружили у него множество индивидуальных особенностей.
Часть этих особенностей вы даже считаете талантами – и старательно их развиваете.
Чему его можно научить?
Во-первых, когда его можно начинать чему-нибудь учить? Вообще-то довольно рано. Уже в четыре, пять, шесть месяцев вы можете делать его ручками «ладушки». Возможно, пятимесячный малыш не сумеет повторить это движение самостоятельно, но такая игра с мамой очень его развлечет. Ну, а после полугода диапазон того, чему он может не только порадоваться, но и научиться, очень расширяется.
Он может делать «ладушки» и «до свиданья» (у некоторых мам этот аттракцион называется «пока-пока» – разницы, как вы понимаете, никакой).
Может показать пальчиком, где у мамы глазки и носик.
Может правильно показать тем же самым пальчиком, где мама, где папа, где братик Вася, а где собачка Жужа.
Может показать еще что-нибудь, правильно отличая это «что-нибудь» от «чего-нибудь» другого.
Но все это он будет делать только в одном случае: если вы его всему этому научите. Именно вы должны показать ему, где глазки, а где Жужа, вы должны научить его «ладушкам» и «сороке-вороне», которая кашку варила на детской ладошке… Вам нетрудно будет это сделать, ведь вы наверняка с удовольствием играете со своим малышом. Вот и пусть это будут игры, которые его развивают. Хорошо, если вы уже сейчас, когда он еще совсем маленький, поймете на будущее: изобрести именно такие игры, научить ребенка в них играть – важнейшая ваша задача.
Ему полезно и необходимо все, что развивает его воображение.
Это последнее замечание немаловажно, потому что некоторые мамы, услыхав о том, что игра должна чему-то учить ребенка, вообще забывают о «неполезных» игрушках. В самом деле, мягкого мишку явно невозможно ни во что трансформировать, игра с ним не развивает мелкую моторику детских рук. Но можно только пожалеть малыша, у которого по этой причине нет мягкого мишки с доброй мордочкой… Помню, мне пришлось однажды наблюдать в гостях у знакомых, буквально помешанных на развивающих играх, как их пятилетний сын укладывал в шахматную доску-коробку завернутый в какой-то лоскуток детский микроскоп, приговаривая при этом: «Спи, маленький».
Так что в крайности впадать не надо. Впрочем, если для покупки ребенку мишки вам необходима разумная мотивация, то не беспокойтесь – она существует: игрушки, подобные этому самому мишке, вот именно развивают детское воображение, фантазию. Так что полезны они, полезны, не переживайте.
Развитию воображения, фантазии, ума и сообразительности служат и все «сороки-вороны», играть в которых так любят дети до года.
Еще они очень любят «прятаться» от мамы, то есть под ваши приговоры: «А где Машенька?» – прикрывать себе ладошками глаза, а потом, при вашем радостном вскрике: «А вот Машенька, нашлась!» – с хохотом ладошки от глаз убирать. Научите ребенка этой незамысловатой игре – получите огромное удовольствие и сами.
Ну и, конечно, вы покупаете ему игрушки. Какие?
Во что он играет?
Если раньше, до полугода, ребенку хватало обычных погремушек и ваша задача заключалась лишь в том, чтобы следить за их безопасностью (чтобы они не трескались, чтобы не облазила краска, чтобы из них не выпадали гремящие шарики и т. п.), то теперь интересы вашего подросшего дитяти куда обширнее, и не все игрушки подходят для удовлетворения этих интересов.
Самое простое использование им игрушек – это выбрасывание их из кроватки и из манежа. Для такого развлечения подходит все, что не может разбиться. Для мам, правду сказать, такая детская игра довольно утомительна. Как ни много у ребенка игрушек, а все-таки он поочередно выбросит их все из манежа за минуту-другую. Значит, надо будет их собрать, положить в манеж снова – для того, чтобы через несколько минут еще раз проделать то же самое.
– Как ей только не надоедает! – восклицала измученная сорокалетняя мама Диана, рассказывая о подобном увлечении своей девятимесячной дочки. – Я вчера специально подсчитала: шестнадцать раз она все свои бебихи из манежа выбросила, только тогда ей это надоело.
– Тебе же не надоедает в бутике подряд все тряпки мерить, – только и оставалось напомнить мне.
В самом деле, это только взрослому человеку кажется, что выбрасывание из манежа игрушек – дело однообразное. Ребенку же надо сначала взять каждую игрушку – а ведь резиновый пупс ложится в руку иначе, чем погремушка на длинной ручке, – потом, не уронив, поднять их выше манежной оградки, бросить вниз, проследить, громко или тихо шлепнется о пол выбрасываемый предмет… Да разве все это может показаться скучным?!
Не меньше, чем выбрасывать игрушки из манежа, он любит их во что-нибудь складывать. Для этой цели понадобятся мелкие игрушки (впрочем, не настолько мелкие, чтобы их можно было целиком засунуть в рот) и крупная емкость, в которую их можно сложить. В качестве такой емкости можно использовать обычную кухонную кастрюлю. Только следите, чтобы ее металлической тяжелой крышкой ребенок не отбил себе пальцы. Если же следить за этим вам некогда, дайте ему вместо кастрюли легкую пластмассовую миску с крышкой.
Блестящее изобретение для детей после шести месяцев – пирамидка, составленная из стаканчиков разной величины. Их можно вкладывать друг в друга, а можно – в обратном порядке – друг на друга ставить. Если вы покажете ребенку, как это делать, увлекательнейшее занятие ему обеспечено. А вам, кстати, обеспечен кратковременный отдых от его развлечений. Прелесть стаканчиковой пирамидки в том, что ею ребенок может заниматься самостоятельно. Если же вы даете ему обычную пирамидку – такую, в которой колечки надеваются на палочку – то проверьте, не слишком ли эта палочка острая. А еще лучше, не оставляйте малыша играть в такую пирамидку без вашего присмотра.
И еще одно важное замечание. Весьма вероятно, что игрушек у вашего ребенка очень много. Конечно, это утверждение в большей степени относится к детям состоятельных родителей, но и не слишком богатые люди редко экономят на детских игрушках. Да и родственники-друзья, приходя в гости, что-нибудь дарят малышу. И вот, когда ему исполнится месяцев восемь-девять, вы можете с удивлением обнаружить, что он… стал абсолютно равнодушен к игрушкам. Каждая из них, даже совсем новая и очень дорогая, не задерживает его внимание больше, чем на минуту, что с ней делать, он не знает… Что ж, значит, вам пришла пора решать важный, даже, я бы сказала, философский вопрос: как найти «баланс вещей» – чтобы их, то есть вещей (каковыми, собственно, игрушки и являются) было у вашего ребенка не больше, чем ему необходимо.
Это в самом деле серьезная проблема. В современном мире – во всяком случае, в цивилизованной его части – едва ли не главное, чему должен научиться человек, это самоограничение. Все больше становится людей, которые вовсе без усилий или с помощью усилия не слишком утомительного могут получить в жизни если не совсем все, то очень многое. Проблема состоит в том, что, как только это происходит, люди с тоскливым изумлением осознают: а ведь все это, свежеполученное, им совершенно не нужно… Не радуют их все блага мира, которые они могут потрогать рукой, и все тут! Интерес к жизни почему-то утрачивается, и хорошо еще, если найдется человек, который сумеет вывести из этого состояния тяжелейшей депрессии.
Конечно, депрессия вашему малышу, скорее всего, пока не угрожает. Но положение, когда у него гораздо больше игрушек, чем ему необходимо, чем он может творчески освоить, – для него не менее опасно, чем опасен для взрослого перебор других житейских благ. Поэтому помогите своему малышу: пока он еще не способен на самоограничение, собственным волевым усилием ограничьте количество его игрушек до разумного предела. До какого? Вы легко поймете это, если присмотритесь к тому, как он с ними играет. Как только увидите, что он делает это вяло, без интереса, прекратите заваливать его все новыми и новыми игрушками. Некоторое время не покупайте их сами, а те, которые ему дарят, не давайте все сразу. И не думайте, что таким образом вы лишаете дитя счастливого детства – совсем наоборот!
Среди множества игрушек, которые интересуют в этом возрасте вашего ребенка, почти наверняка окажутся такие, которые он будет с остервенением грызть. Что ж, удивляться не приходится: именно в семь месяцев у большинства детей прорезываются первые зубы.
Первые зубы
Когда речь идет о большинстве детей, это вовсе не означает, что ваш ребенок обязательно должен к этому большинству относиться. Я знаю немало детей, у которых зубы прорезались и в пять месяцев, и в одиннадцать. Это совершенно нормальные дети, и зубы у них совершенно нормальные – вопреки мифу, например, о том, что ранние зубки якобы хрупкие.
Еще один устойчивый миф, связанный с прорезыванием зубов, – что этот процесс непременно происходит болезненно и сопровождается повышением температуры. Развеять этот миф мне нетрудно, потому что я на личном опыте убедилась в его несостоятельности: у обоих моих сыновей зубки прорезывались без каких бы то ни было экстраординарных явлений. Ни особого беспокойства не возникало, ни температура не повышалась. Просто в один прекрасный день, ровно в семь месяцев, во время кормления я слышала нежный цокот ложечки о первый зубик.
Поэтому будьте внимательны: и повышение температуры, и беспокойный крик, и небольшое расстройство желудка, и насморк (тоже только небольшой!), – все это, конечно, может быть связано с прорезыванием зубов, ведь все дети разные, и реакции у них разные. И все-таки не забывайте: для начала вы должны твердо убедиться, что ребенка не беспокоит что-нибудь более серьезное – например, боль в ушах.
Но даже при отсутствии температуры и прочих неприятных явлений дети, конечно, все-таки реагируют на прорезывание зубов: как минимум, яростно чешут десны всем, что под руку попадется. Поэтому производители игрушек активно заботятся о том, чтобы малышам попадались под руку все более и более разнообразные приспособления всех форм и цветов. Только не забывайте: детям можно давать не вообще какие-нибудь штучки, приобретенные неизвестно где, а те, которые изготовлены достойными доверия производителями и куплены в достойных доверия магазинах. На колечках для детских зубов вот уж точно не надо экономить!
Среди «чесалок» для зубов есть и специальные игрушки, внутрь которых налита вода. Их кладут в морозильную камеру холодильника, после чего они становятся прохладными и несколько снижают зуд в детских деснах. К таким игрушкам надо отнестись особенно внимательно – в том смысле, что их подлинность требует особенно тщательной проверки. Представьте, что будет, если ваш ребенок потянет в рот не «правильную», чуть прохладную игрушку, а ее кустарную имитацию – заледеневшую глыбу из морозильника!
Некоторым детям прекрасно помогают специальные кремы для десен – что ж, попробуйте и этот способ.
С прорезыванием зубов связан и еще один важный этап в развитии малыша: он начинает грызть зудящими деснами и первыми зубками не только игрушки, но и что-нибудь твердо-съедобное. Что ему предложить – это вызывает у родителей бурные дискуссии.
Одни мамы считают, что, раз в магазинах продается специальное детское печенье (на коробке указано, во сколько месяцев его можно давать), то и надо давать только это печенье.
Вторых мам совершенно не устраивает его состав: слишком много сахара, крахмала и еще каких-то неполезных элементов.
Третьи мамы считают, что незачем изобретать велосипед: ребенку надо давать несладкие твердые сушки.
Четвертые им возражают: сушки плохо размокают в детском ротике, ребенок может отгрызть от них кусочек, которым легко подавиться.
Пятые мамы рекомендуют обычное галетное печенье: дескать, оно и по составу приемлемо для детей, и быстро размягчается – если уж ребенок отгрыз от него кусочек, то этот кусочек у него во рту мгновенно превращается в мягкую массу, которой он не поперхнется.
Шестые мамы специально подсушивают для детей сухари из простого черного хлеба.
Седьмые сухарей не делают, а просто дают ребенку горбушку.
Восьмые… девятые… В общем, сколько мам, столько и мнений. По-моему, нет ничего плохого в том, чтобы попробовать все эти варианты. Объективными можно считать только два условия: чтобы продукт, который ребенок будет грызть и мусолить, не вызывал у него желудочных расстройств или аллергии, и – чтобы процесс происходил под наблюдением взрослых. Не хочется вспоминать печальные истории, но, поверьте, они существуют: даже самым мягким кусочком печенья ребенок может подавиться… Поэтому следите, что именно попало ему в рот, и если обнаружите, что кусочек слишком велик для него, мгновенно этот кусочек из детского рта вытаскивайте.
Серьезная проблема, с которой сталкиваются многие мамы в связи с режущимися зубками: у детей неожиданно меняются вкусы. То они отказываются есть твердую пищу, то, наоборот, бросают грудь. К сожалению, однозначного совета на этот счет не существует – все делается методом проб и ошибок.
Если ребенок отказывается от груди, некоторое время предлагайте ему вернуться к этому способу питания.